До 1992 года Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС издавалось большое количество руководящих и методических материалов по туризму, в том числе по детско-юношескому туризму и краеведению. За прошедший период те или иные руководящие материалы по детско-юношескому туризму печатались в различных методических и иных сборниках, многие из которых стали в настоящее время почти библиографической редкостью, учитывая все возрастающий на них спрос. Все руководящие документы и методические пособия направлены на оказание помощи руководителю туристской группы на грамотное и безаварийное проведение любого туристского мероприятия. И в первую очередь это касается тех руководителей туристских групп, которые набрались смелости и решили отправиться в свой первый, самостоятельный, многодневный поход по неизведанным тропам.
Как же правильно организовать и провести первый самостоятельный туристский поход, экспедицию, экскурсию? Чем руководствоваться? С чего начать?
Прежде всего следует не только ознакомиться, но и внимательно изучить действующие нормативные акты органов образования по вопросу организации и проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий.
Предлагаемое пособие включает в себя помимо официальных текстов действующих нормативных актов (материалов) по детско-юношескому туризму, но также и комментарии и рекомендации к их отдельным разделам и пунктам. Пособие призвано обеспечить понимание руководителем (заместителем) туристского мероприятия основополагающих документов по организации и проведению туристского похода, экспедиции, экскурсии и других профильных мероприятий.
В настоящее время действуют следующие нормативные акты (руководящие документы) Министерства образования Российской Федерации и Московского комитета образования:
- Инструкция по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Московского комитета образования, утвержденная приказом Московского комитета образования от 25.09.2001 г. №707;
- Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий, и оплаты их труда (Приложение 1 к приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. №113);
- Инструкция о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экспедициям и туристским лагерям учащихся (Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10.06.97 №21-54-33ип/03 согласованное с Министерством финансов Российской Федерации от 15.04.97 №3-Е2-8);
- Типовой перечень снаряжения и оборудования полевого туристского лагеря из расчета на 50 человек (Приложение 3 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. №223);
- Типовой перечень туристского снаряжения образовательного учреждения (Приложение 4 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. №223);
- Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях (Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 11 января 1993 г. №9/32-ф);
- Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях
- Положение об инструкторе детско-юношеского туризма (Приложение 1 к приказу №769 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 23 марта 1998 г. «О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма»).
- Сроки проведения самодеятельных туристских походов и путешествий (Приложение 1 к Постановлению коллегии Центрального совета по туризму и экскурсиям и президиума Всесоюзного совета добровольных спортивных обществ профсоюзов от 26.12.1985 г. №26-53/47-27);
- Медицинские показания и противопоказания для направления в туристские базы, утвержденные приказом Министерства здравоохранения СССР от 05.11.1985 г. №1418 (Извлечение);
- Примерное положение о лагере юных туристов;
- Положение о значке «Юный турист» (Приложение 2 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13.07.1992 г. №293;
- Положение о значке «Турист Росси», утвержденное
Вот те основные документы, которыми следует руководствоваться при организации и проведении туристского мероприятия. Следует отметить одну характерную особенность перечисленных документов. Ни в одном из них вы не встретите слово «Запрещается», которое в изобилии, особенно в доперестроечное время, встречалось во многих документах регламентирующих организацию и проведение туристских мероприятий. Помимо постоянно действующих федеральных нормативных актов, а также Московского комитета образования, в регионах, по территории которых будет проходить маршрут похода, местные органы власти могут принять соответствующее постановление, которое регламентирует посещение данного региона, исходя из имеющихся или складывающихся в данный период условий различного характера (погодные, эпидемиологические и иные условия) для проведения туристских мероприятий различной направленности.
Понятно, что каждая школа вряд ли имеет в наличии комплект перечисленной документации. Где же выход? В настоящее время в системе Московского комитета образования функционирует 16 центров по работе с детьми и подростками, культивирующих детско-юношеский туризм (Приложение ). Кроме того, в ряде учебных округов на общественных началах работают районные маршрутно-квалификационные комиссии (Приложение ), работники и общественные члены которых могут и должны дать исчерпывающую информацию по всем вопросам, касающимся организации и проведения туристских мероприятий. Консультацию по всему спектру вопросов, касающихся организации и проведения туристского мероприятия (разработка маршрута, групповое и личное снаряжение, организация питания, техника передвижения, бивак и бивачные работы, гигиена и доврачебная помощь в походе, обеспечение безопасности в туристском походе и т.д.), можно получить в отделе туризма Московской городской станции юных туристов (Багратионовский проезд, 10; метро Фили, первый вагон из центра, телефон 148-56-03).
Начинающему руководителю туристской группы в первую очередь необходимо тщательно изучить инструкцию по организации и проведению походов, положение о МКК и инструкцию о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям и туристским лагерям учащихся. К сожалению, отдельные руководители, как начинающие, так и имеющие определенный опыт организации и проведения походов, недостаточно хорошо знают руководящие документы по детско-юношескому туризму. Не пугая, хочу предостеречь будущих, да и действующих руководителей туристских групп о той ответственности, которую они несут за жизнь и здоровье участников похода. В случае чрезвычайного происшествия, повлекшего за собой травмирование или гибель участника, то руководитель несет не только административную, но и уголовную ответственность. Некоторые руководители, как показывает практика, не только недостаточно глубоко знают руководящие документы по организации и проведению походов и других туристско-экскурсионных мероприятий, но пренебрегают оформлением необходимых документов на проведение туристского мероприятия, будь то поход, туристский полевой лагерь, экспедиция или экскурсия. Расследование любого чрезвычайного происшествия органами дознания начинается, как правило, с изучения выполнения руководителем туристской группы и администрацией учебного заведения действующих на данный момент руководящих документов органов образования по вопросу организации и проведения туристского мероприятия, выполнения тех требований, которые в них заложены, особенно по вопросам обеспечения безопасности участников похода, экспедиции, экскурсии и других туристско-экс курсионных мероприятий. При наступлении уголовной ответственности, исходя из имеющейся практики, тяжесть вины руководителя группы и администрации учебного заведения усугубляется, если они нарушили те или иные требования, которые предъявляются руководящими документами, а также и методическими рекомендациями по вопросам обеспечения безопасности участников туристского мероприятия, что повлекло за собой травмирование или гибель одного или нескольких участников. Ссылки на то, что они не знали о существовании тех или иных документов, от ответственности не освобождает.
Итак. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий), которая почти стала библиографической редкостью, определяет:
- порядок их проведения с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанников детских домов и школ-интернатов, студентов педагогических училищ Российской Федерации;
- обязанности учреждения, проводящего одно из перечисленных туристских мероприятий;
- требования к руководителю, заместителю (помощнику) руководителя и участникам туристского похода, экспедиции и экскурсии (путешествия);
- обязанности и права руководителя и заместителя руководителя похода, экспедиции, экскурсии (путешествия);
- обязанности и права участников похода, экспедиции, экскурсии (путешествия);
- ответственность руководителя, заместителя руководителя и участников туристско-спортивных походов.
Для начала рассмотрим наиболее важные пункты инструкции, которые в первую очередь необходимо знать начинающему руководителю туристской группы. Администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана оказывать содействие руководителям групп в организации и проведении туристского мероприятия и выдать соответствующие документы (приказ о проведении туристского мероприятия, назначении руководителя и его заместителя, их ответственности за жизнь и здоровье детей, заявочную книжку, маршрутный лист или маршрутную книжку, командировочное удостоверение), заверенные печатью проводящего туристское мероприятие учреждения.
Вполне понятно, что вряд ли в школе имеются перечисленные маршрутные документы, поэтому их следует получить в маршрутно-квалификационной комиссии органов образования.
К руководителю, его заместителю и участникам некатегорийных походов, экспедиций, многодневных дальних (за пределы своего города, района) предъявляются следующие основные требования (см. таблицу 1):
Таблица 1.
Вид мероприятия |
Опыт руководителя, заместителя руководителя, помощника руководителя |
Количественный состав группы |
Минимальный возраст (лет) |
||
Участники |
Руководитель, заместитель (помощник) |
участники |
Руководитель, заместитель (помощник) |
||
Некатегорийные походы и экскурсии |
1-3-дневные походы |
Не менее 6 чел. |
1-2 |
7 лет |
Не менее 18 лет. |
Если проводится экскурсия, то количественный состав экскурсионной группы может определяться туристско-экскурсионной организацией, проводящей экскурсионные маршруты, и количеством сидячих мест в автобусе. Возраст участников экскурсии за пределы своего населенного пункта определяется администрацией учреждения, проводящего туристское мероприятие, исходя из педагогической целесообразности.
Вы и ваши воспитанники, накопив определенный опыт участия в несложных походах, решили принять участие в более сложном туристском походе по протяженности маршрута, его продолжительности, наличия естественных препятствий, требующих специальных знаний, умений и навыков для их преодоления, то к участникам, руководителю и заместителю предъявляются и более повышенные требования (см. таблицу 2):
Таблица 2.
Категория сложности похода (к. с.) |
Необходимый опыт участия и руководства в походах по данному виду туризма (к. с.) |
Минимальный возраст |
Количественный состав группы |
||||
Участника, заместителя руководителя |
Руководителя |
участника |
руководителя |
участники |
руководитель, заместитель |
||
участие |
Руководство |
||||||
I |
н/к* |
I |
н/к |
13 |
19 |
6-15 |
1+1 |
II |
I |
II |
I |
14 |
19 |
6-15 |
1+1 |
III |
II |
III |
II |
15 |
20 |
6-12 |
1+1 |
IV |
III |
IV |
III |
16 |
21 |
6-12 |
1+1 |
*н/к – некатегорийный поход.
Помимо требований, изложенных в таблице 2, инструкция предусматривает для участников и руководителей туристско-спортивных походов различные исключения, принимая во внимание имеющиеся знания и практические навыки, полученные в процессе занятий в туристско-краеведческих кружках, секциях, клубах, семинарах. Кроме того, различные требования к опыту участников и руководителя, как в сторону уменьшения, так и повышения, предъявляются, исходя из категории сложности похода и его вида (лыжный, горный, водный и др.).
Несколько подробнее остановимся на обязанностях и правах руководителя и заместителя руководителя туристского мероприятия. Руководитель и заместитель руководителя похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) назначаются администрацией учреждения, проводящего туристское мероприятие. Понятно, что руководителем и заместителем руководителя могут быть лица, удовлетворяющие требованиям, изложенным в таблицах 1 и 2, а также тем требованиям, которые предусмотрены при проведении туристско-спортивных походов более высоких категорий сложности и вида туризма.
На что следует обратить внимание будущему руководителю туристского мероприятия. Администрация учреждения, проводящего туристское мероприятие, может назначить руководителем и заместителем руководителя только тех лиц, которые удовлетворяют требованиям инструкции и давшим, обращаю ваше внимание, свое согласие на руководство группой (отрядом) учащихся.
Руководитель и его заместитель несут ответственность не только за жизнь и здоровье детей, но и за безопасность проведения похода, экспедиции, экскурсии (путешествия), за выполнение плана мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.
Что обязан сделать руководитель в процессе подготовки к походу:
- Обеспечить комплектование группы с учетом интересов, туристской квалификации, физической и технической подготовленности учащихся;
- Организовать всестороннюю подготовку участников похода, экспедиции, экскурсии (путешествия), проверить наличие необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность, умение плавать, оказать доврачебную помощь;
- Организовать подготовку и подбор необходимого снаряжения и продуктов питания, выявить возможность пополнения запасов продуктов на маршруте; составить смету расходов; подготовить маршрутные документы и приказ на проведение похода, экспедиции, экскурсии (путешествия).
Совместно с участниками похода обязан:
- Ознакомиться с районом похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) по литературным источникам, по отчетам других групп, если таковые имеются, получить консультацию на станции (центре) юных туристов, в маршрутно-квалификационной комиссии, у опытных туристов и краеведов;
- Подготовить картографический материал, разработать маршрут и график похода, экспедиции, экскурсии (путешествия), план краеведческой, общественно полезной работы и других мероприятий, проводимых на маршруте; наметить контрольные пункты и сроки; ознакомиться с возможными погодными условиями в районе предстоящего туристского мероприятия; изучить сложные участки маршрута и наметить безопасные способы их преодоления.
Непосредственно в походе, экспедиции, экскурсии (путешествии) руководитель обязан:
- Строго соблюдать маршрут, утвержденный МКК;
- Принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения маршрута или прекращения похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) в связи с возникшими или могущими возникнуть опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания помощи пострадавшему;
- Принять срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников в ближайшее медицинское учреждение;
- Сообщить о происшедшем несчастном случае в ближайшие: поисково-спасательную службу Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), администрации учреждения, проводящего данное мероприятие, и МКК, выпустившую на маршрут группу;
- Назначить в случае временного разделения группы в аварийной ситуации, с целью разведки, забросок продуктов, снаряжения, выполнения краеведческих заданий и т.д., но не более, чем на 8 часов, в каждой подгруппе (в водных походах – на каждом судне) своих заместителей (помощников) из наиболее подготовленных участников. Состав подгруппы должен быть не менее четырех человек, в том числе одного взрослого;
- Организовать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в данном районе;
- Делать отметки в маршрутной книжке о прохождении маршрута.
При организации и проведении туристско-спортивного похода руководитель обязан представить в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), имеющую полномочия на рассмотрение похода данной категории сложности, не позднее, чем за 30 дней до начала похода, заявочные документы на совершение похода (заявочную книжку, справки об опыте участников, руководителя и заместителя руководителя, картографический материал, медицинские справки, приказ директора школы об организации и проведении похода, назначении руководителя туристской группы и его заместителя, а также другие документы (по требованию местных органов образования), необходимые для рассмотрения заявленного похода.
Заявочные документы групп участников похода рассматриваются, как правило, маршрутно-квалификационными комиссиями при органах образования, а при отсутствии у них соответствующих полномочий – МКК федераций туризма (клубов туристов).
При положительном заключении МКК о возможности совершения группой заявленного похода руководителю выдается зарегистрированная маршрутная книжка. При необходимости в маршрутную книжку записываются особые указания и рекомендации группе, определяется соответствующая поисково-спасательная служба МЧС России или отряд для регистрации перед выходом на маршрут.
Руководителю туристской группы следует не позднее, чем за 10 дней до выезда к месту начала похода сообщить ПСС или ПСО МЧС России по установленной форме маршрут похода, контрольные пункты и сроки их прохождения, состав группы. Если активная часть похода начинается в пункте дислокации ПСС или ПСО, необходима личная явка в них не только для постановки на учет, но и для получении информации о погоде и возможных изменениях в ближайшие дни, об имеющихся сложных естественных препятствиях на маршруте и способах их преодоления, о наличии на маршруте ближайших медицинских и других учреждений, в которые можно обратиться за помощью в случае чрезвычайного происшествия, об эпидемиологической и пожарной обстановке в районе похода и ряде других.
В случае необходимости изменения маршрута, состава группы и записей в маршрутной книжке до отъезда в поход согласовать эти изменения с МКК, давшей положительное заключение на совершение похода, а также сообщить об этом ПСС или ПСО, зарегистрировавшие группу.
Если по каким-либо причинам появилась необходимость изменения ранее намеченных и утвержденных сроков похода, состава группы после выезда в поход, следует сообщить телеграммой об этом в МКК, давшую положительное заключение на совершение похода, в ПСС или ПСО МЧС России, зарегистрировавшие группу, и в учреждение, проводящее путешествие (школа, гимназия, лицей, центр творчества и т.д).
В перечисленные учреждения следует также сообщать о прохождении группой контрольных пунктов и об окончании похода. Зачем все это нужно, мы с вами разберем в последующих публикациях при рассмотрении вопросов, связанных с правильным оформлением заявочных и маршрутных книжек, что имеет немаловажное значение, особенно в случае чрезвычайного происшествия в туристской группе.
Вне всякого сомнения участники туристской группы несут определенные обязанности как в период подготовки к походу, так и во время его проведения. Помимо обязанностей участники туристской группы наделены определенными правами.
Каковы же обязанности и права участников похода, экспедиции, экскурсии (путешествия):
Участник любого туристского мероприятия обязан
- Активно участвовать в подготовке и проведении туристского мероприятия;
- Соблюдать дисциплину (особенно в походе), выполнять возложенные на него собранием группы поручения;
- Своевременно и качественно выполнять указания руководителя и его заместителя;
- В период подготовки к категорийным походам пройти медицинский осмотр во врачебно-физкультурном диспансере или других медицинских учреждениях, у врача образовательного учреждения;
- Знать и неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности, правила безопасности в походах, в том числе на воде, обращения с взрывоопасными предметами, способы предупреждения травматизма и оказания доврачебной помощи;
- Бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры;
- Своевременно информировать руководителя похода или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмировании.
Понятно, что кроме перечисленных обязанностей, в период подготовки и во время проведения похода могут появиться и появляются другие обязанности, которые также подлежат неукоснительному исполнению. Задача руководителя любого туристского мероприятия довести до участников, что невыполнение возложенных на них обязанностей может привести к частичному или полному срыву запланированного мероприятия, его некачественному проведению, возникновению чрезвычайных происшествий различного характера, к травмированию и самое страшное к несчастному случаю, в том числе со смертельным исходом. На конкретных примерах необходимо показать, что стоит за неисполнением обязанностей, которые бывают общие для всех на весь период проведения туристского мероприятия и конкретные, возложенные на определенный временной период на отдельного участника (костровой, завхоз, командир группы, фотограф и т.д.).
Помимо обязанностей, участники туристского мероприятия наделяются определенными правами, которые вырабатываются на собрании туристской группы. В зависимости от сложившейся обстановки или допущенных нарушений, участники или отдельный участник могут быть по решению руководителя группы или его заместителя лишены тех или иных прав. Желательно, чтобы руководитель или его заместитель единоличное решение принимали только в том случае, когда сложившееся обстановка не позволяет вынести принятое решение на общее собрание группы и пре полагает немедленные действия, направленные на обеспечение участников похода или ликвидации последствий чрезвычайного происшествия. Кроме прав, выработанных на общем собрании туристской группы, следует участникам сообщить также о тех правах, которые предусмотрены Инструкцией по организации и проведению туристских мероприятий:
- Пользоваться туристским снаряжением и спортивными сооружениями учреждения, проводящего путешествие;
- Участвовать в выборе и разработке маршрута;
- После окончания туристского мероприятия обсудить на собрании группы действия любого из участников, обращаться в учреждение, проводящие туристское мероприятие, и в туристские организации.
В принципе, чем больше обязанностей возлагается на участников туристского мероприятия, тем больше прав должно быть им предоставлено, ибо нет обязанностей без прав и наоборот. Каждый, особенно начинающий руководитель того или иного туристского мероприятия, должен понимать, что наделение участников туристской группы многочисленными обязанностями без соответствующего наделения правами, противоречит принципу демократического общества, что особенно актуально в настоящее время. Наделение только одними обязанностями не способствует установлению в туристской группе здорового психологического климата, от которого зависит положительный или отрицательный результат туристского мероприятия и, прежде всего, безаварийное проведение похода, экспедиции, экскурсии. Не следует руководствоваться только теми нормами отношений, которые сложились и действуют в период обучения в школе, гимназии, лицее. Любое туристское мероприятие – это, прежде всего отдых детей и подростков и об этом не следует забывать.
В следующих публикациях подробно поговорим о цели похода, комплектовании туристской группы, о выборе и разработке маршрута предстоящего многодневного похода, о схемах построения маршрута, о составлении сметы похода, о питании в походе, снаряжении, об устройстве бивака, костровом хозяйстве, об оформлении походной документации, об основах топографии и ориентирования, о мерах по обеспечению безопасности участников похода и ряде других вопросов, без освещения которых начинающий руководитель туристского похода может допустить те или иные ошибки, которые в свою очередь могут повлечь за собой создание чрезвычайной ситуации, что крайне нежелательно.
Для чего идем в поход?
Итак, вы внимательно изучили действующие нормативные акты органов образования по вопросу организации и проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий и морально готовы начать подготовку своего первого самостоятельного многодневного похода. С чего начать?
Любой поход, будь то выходного дня, степенной (некатегорийный) или категорийный, как и равно другие туристско-экскурсионные мероприятия, должен иметь цель. Для чего идем в поход? Этот вопрос должен задать каждый из участников и, прежде всего, будущий руководитель туристской группы, поскольку цель похода определяет многое: состав участников группы, выбор вида туризма (пешеходный, горный, водный, велосипедный и др.) и маршрута, его продолжительность и протяженность, снаряжение.
Цели похода могут быть самые разнообразные. Назовем основные. Вы, как руководитель, решили продолжить обучение ребят умениям разводить костер при любых погодных условиях, подбирать безопасное место ночлега, организовывать бивак в обычных условиях и на скорость в случае резкого ухудшения погодных условий, ориентироваться по карте, компасу, солнцу и звездам, преодолевать естественные препятствия. За время похода участниками туристской группы должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта: правильная укладка рюкзака, приготовление пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива. Это будет поход с учебными целями. Можно отправиться в поход ради того, чтобы ознакомиться с тем или иным физико-географическим районом, изучение которого проходили на уроках географии. Подобное желание может возникнуть у ребят также под действием прочитанных книг, просмотра телепрограммы «Клуба путешественников», рассказов бывалых туристов. Это поход с познавательными целями, а также с закреплением знаний, полученных на уроках географии, биологии, природоведения и других, которые подчас усваиваются только теоретически без практических занятий в условиях природной среды.
Не секрет, что туризм прекрасное и эффективное средство укрепления здоровья учащихся, особенно в наши дни, когда малоподвижный образ жизни стал постоянным спутником многих и многих школьников. Туризм закаляет ребят так, как ни один другой вид спорта, который культивируется в школе. Юному туристу не страшно промочить ноги, он не боится холодного ветра и низких температур, готов под дождем отшагать запланированные километры. Это будет поход с оздоровительными целями.
Перед походом могут быть поставлены экскурсионные цели, военно-патриотические, природоохранительные, связанные с выполнением заданий администрации школы и других организаций (музеев, центров туризма и краеведения, органов самоуправления административного района, на территории которого находится учебное заведение и других).
Какая бы цель не была поставлена перед походом, начинающий руководитель туристской группы должен помнить, что любой туристский поход сочетает не только активный здоровый отдых, но и познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов всестороннего воспитания учащихся. Участвуя в походе, учащиеся всех возрастных групп удовлетворяют свою естественную потребность в непосредственном познании мира, своего края или, как принято говорить в настоящее время, своей малой родины. «Путешествие, - писал К.Г. Паустовский, - накладывает неизгладимый след в нашем сознании… Если хотите быть подлинными сыновьями своей страны и всей земли, людьми мужества и гуманности, труда и борьбы, людьми, создающими духовные ценности, то будьте верны музе дальних странствий и путешествуйте в меру своих сил и свободного времени. Потому что каждое путешествие - это проникновение в область значительного и прекрасного».
Цель похода необходимо четко сформулировать и довести до сведения участников предстоящего похода. Пусть каждый из них, подумав, решит, стоит или нет участвовать в данном мероприятии, чтобы после окончания похода у некоторых из них не наступило разочарование: ожидали одно, а получили совсем другое. Кроме того, от поставленной цели зависит организация похода. Не следует намечать слишком много целей, на выполнение которых потребуется много времени и сил, что не всегда возможно в условиях похода, особенно при возникновении плохих погодных условий или других обстоятельств, которые влияют на темп передвижения, на время, затрачиваемое на обустройство бивака, приготовление пищи. К сожалению, как показала практика, начинающие руководители, намечают слишком много различных целей – хотят объять необъятное.
Как уже отмечалось, множество целей практически всегда приводит к хронической нехватке времени, спешке, мало уделяется времени на разведку трудного участка пути, преодоления сложного естественного препятствия, что приводит к постоянной нервотрепке, возникновению среди участников похода конфликтной ситуации.
Начинающий руководитель должен поставить перед участниками туристской группы одну, но самую главную цель, от выполнения которой зависит их дальнейшее участие в походах, в том числе и в более продолжительных по времени и по протяженности: успешно пройти разработанный маршрут и овладеть элементарными туристскими умениями и навыками.
Подведем итоги сказанному:
- При организации и проведении любого похода должна быть намечена цель, которую следует довести до сведения всех участников предстоящего похода;
- Не следует намечать много различных целей. Наилучший вариант для начинающего руководителя – это одна цель. В случае, если все-таки намечено несколько целей, то среди них должна быть выделена главная;
- Организация и проведение похода целиком зависит от поставленных целей, при этом в первую очередь учитывается главная цель;
- Начинающий руководитель должен ставить перед туристами новичками одну единственную цель: пройти маршрут и овладеть элементарными туристскими умениями и навыками, что позволит в дальнейшем более успешно познать все премудрости туристской жизни и принять участие в походах, маршруты которых проходят в более сложных рельефных условиях других физико-географических районах России и зарубежных
Комплектование группы
Комплектование туристской группы для участия в многодневном походе – задача довольно сложная, многоаспектная. Казалось бы, что может быть проще, пришел на урок в свой класс, где являешься классным руководителем и объявил, что после окончания учебного года планируется проведение многодневного туристского похода ориентировочно в таком-то физико-географическом районе. Желающие принять участие могут остаться после урока в классе для дальнейшей беседы.
Прозвенел звонок, известивший окончание урока. В классе осталась добрая половина учащихся. Вы несколько озадачены, ибо нормативные акты органов образования по организации и проведению туристских походов (таблица №1 и №2 - смотри №7/2003) предусматривает иной количественный состав участников туристской группы. Пусть Вас это не смущает. В процессе организации и подготовки к предстоящему походу часть ребят, как правило, отсеивается по самым различным причинам (родители решили взять отпуск и поехать всей семьей отдыхать в деревню, родители против участия своего ребенка в предстоящем походе, не позволяют финансовые возможности семьи, выявлены медицинские противопоказания для участия в походе и многие другие причины). В упомянутых таблицах указан оптимальный количественный состав туристской группы, к которому и следует стремиться. Будущим потенциальным участникам похода следует об этом заранее объявить. В поход пойдут те, кто вложит больше усилий в организацию и подготовку предстоящего похода, у кого имеется необходимый туристский опыт для участия в походе той или иной категории сложности, кому позволит здоровье и физическая подготовка. Чем же вызван такой количественный состав туристской группы? Если в поход записалось 20-25 человек, то такая группа, как правило, бывает очень неоднородна по туристскому опыту, по интересам, по физическим и в том числе по финансовым возможностям. Различием в интересах можно пренебречь или найти такой вариант, который устраивал бы всех, в крайнем случае, большую часть группы. Различия же в физической подготовке могут создать значительные трудности, которые порою перерастают в конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация может резко обостриться в случае ухудшения погодных условий, отставания от установленных контрольных сроков, от запланированного километража перехода. В зависимости от физической подготовки одни будут все время отставать, другие выражать недовольство тем, что группа из-за Тани, Миши, Любы идет очень медленно. Такая группа во время перехода по маршруту очень сильно растягивается. Управлять такой группой, особенно в усложнившихся условиях (сумерки, туман, дождь, снег, густой подлесок, сложные участки местности и т.д.) очень трудно. Все усилия руководителя группы и его заместителя в основном уходят на организацию передвижения группы, устройство быта и бивака, а также его свертывание. Об учебе говорить не приходиться. Кроме того большой количественный состав группы вызывает определенные трудности при подъезде к начальной точке маршрута и внутримаршрутных переездах на общественном транспорте, если таковые запланированы, а также после окончания похода для подъезда к ближайшей железнодорожной станции, речной или иной пристани, аэропорту. Возникают трудности (продолжительная непогода, травмирование или заболевание участников похода) и в размещении на ночлег в небольших населенных пунктах, если в них нет школы, клуба или другого помещения пригодного для организации ночлега или проживания в течение нескольких дней в зависимости от создавшейся ситуации.
Выше говорилось, что состав участников туристской группы предстоящего похода зависит от намеченной цели. Предположим, вы решили пройти пеший маршрут первой категории сложности и закрепить на практике те знания, умения и навыки, которые были получены в процессе участия в учебных степенных походах, а кроме того, приобрести те знания, умения и навыки, которые потребуются при участии в походах более высокой категории сложности. В этом случае вам необходимо руководствоваться теми требованиями, которые предъявляются к участникам похода, а также к руководителю и его заместителю. В таблице 2, которая была напечатана в седьмом номере газеты (апрель 2003 г.) мы видим, что участники предстоящего похода и заместитель руководителя похода должны иметь опыт участия в некатегорийном походе, а сам руководитель опыт участия в походе первой категории и руководства некатегорийным походом. Естественно у участников похода возникают вопросы: «А что из себя представляет тот или иной маршрут по протяженности, продолжительности, по наличию естественных препятствий? Позволит ли физическая подготовка и имеющийся туристский опыт пройти предполагаемый маршрут I категории сложности?». Ответ на этот вопрос дает «Единая всероссийская классификация туристских маршрутов», которая периодически рассматривается и утверждается Туристским спортивным союзом России.
Сделаем небольшое отступление и познакомим участников похода с существующей классификацией туристских маршрутов. Ознакомление позволит участникам предстоящего похода взвесить свои возможности (физическая подготовка, состояние здоровья, наличие необходимого личного снаряжения, финансовые возможности и т.д.) и принять соответствующее решение – участвовать или отказаться. Данное действие является одним из компонентов, связанных с комплектованием туристской группы.
Итак. Единая всероссийская спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма.
В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности (некатегорийные) и категорийные походы – от I до VI категории сложности (к.с.). Кроме того, маршруты разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео-, парусные, конные, а также могут представлять их сочетание, так называемые комбинированные маршруты.
Походы выходного дня, исходя из названия, проводятся, как правило, в выходные и праздничные дни, т.е. их продолжительность составляет не более 1-3 дней. Протяженность маршрута зависит от возраста участников и составляет от 7 до 15 км в день. Возможны умеренные корректировки в любую сторону с соблюдением необходимых мер безопасности.
Походы от I до III степени сложности по протяженности и продолжительности должны удовлетворят следующим требованиям (см. таблицу 3):
Таблица 3
3 |
Пешеходные, лыжные |
75 |
6-8
|
Пешеходные в горах |
60 |
||
Велосипедные |
120 |
||
Водные |
60 |
||
2 |
Пешеходные, лыжные |
50 |
4-6 |
Пешеходные в горах |
40 |
||
Велосипедные |
80 |
||
Водные |
40 |
||
1 |
Пешеходные, лыжные |
30 |
4-6 |
Пешеходные в горах |
25 |
||
Велосипедные |
50 |
||
Водные |
25 |
Данная классификация маршрутов по степени сложности и требования к ним используется только в детско-юношеском туризме.
Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео-, конного и горного туризма отсутствует в приводимой классификации. Для участия в категорийных походах спелео, горном и других видах туризма следует руководствоваться требованиями, которые изложены в «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», а также теми требованиями к категорйным маршрутам по протяженности и продолжительности, которые разработаны и утверждены Туристским спортивным союзом России и являются обязательными для всех учреждений и организаций, проводящих туристские походы (см. таблицу 4):
Таблица 4
Виды туризма и характеристики маршрутов |
Категории сложности походов |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
|
Продолжительность маршрута в днях (не менее) |
6 |
8 |
10 |
13 |
16 |
20 |
Протяженность маршрута в км (не менее) |
|
|
|
|
|
|
Пешеходных |
130 |
160 |
190 |
220 |
250 |
300 |
Лыжных |
130 |
150 |
150 |
210 |
240 |
300 |
Горных |
100 |
120 |
140 |
150 |
160 |
160 |
Водных |
150 |
160 |
170 |
180 |
190 |
190 |
Велосипедных |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
Мотоциклетных |
1000 |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
---- |
Автомобильных |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
3500 |
---- |
Парусных |
150 |
200 |
300 |
400 |
500 |
---- |
Конных |
150 |
200 |
300 |
---- |
---- |
---- |
Количество пещер для спелеопоходов |
5 |
4-5 |
1-2 |
1-2 |
1-2 |
1 |
Приведенные в таблице 4 нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категорий сложности похода.
Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 4, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также запаса времени на разведку маршрута, на случай непогоды и других непредвиденных обстоятельств. При прохождении маршрута группой с более высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.
Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена, но не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 4 при существенном увеличении на маршруте числа препятствий. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1 : 100000. Полученный при измерении результат умножается на коэффициент 1,2.
Забегая несколько вперед, чтобы потом не возвращаться к изложению данного вопроса, когда будем рассматривать тему, связанную с разработкой маршрута, отметим, что основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов – не менее двух наиболее трудных перевалов).
Во время прохождения маршрута возникает необходимость так называемого радиального выхода с различными целями. Например. Посетить какой-либо интересный природный объект, который находится в стороне от основной нитки маршрута. В том случае, если планируется посещение такого объекта, т.е. радиального выхода, то руководитель похода должен знать, что радиальным выходом в походе считается небольшой относительно всего маршрута участок с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении. На этом мы наше небольшое отступление по вопросу классификации маршрутов закончим и продолжим разговор о комплектовании туристской группы – задача, как мы уже говорили, довольно сложная и многоаспектная. На какие моменты еще следует обратить внимание, комплектуя туристскую группу?
Существует определенный возрастной ценз для участия как в степенных походах, так и в категорийных, который следует учитывать при комплектовании группы. Если внимательно посмотрим таблицу 2, то видим, что для участия в походе I к.с. минимальный возраст участников 13 лет, а руководителя 19.
Инструкцией предусмотрен лишь минимальный возраст участников похода. Желательно, чтобы разница в возрасте участников не превышала 1-2 лет. Согласитесь, что у школьников VI – VII классов и IХ – Х совершенно разные не только физические возможности, но и интересы, запросы к предстоящему походу. В данном случае могут быть и исключения. Вы проводите учебный поход. Один руководитель не в состоянии обеспечить качественное обучение участников туристской группы, поэтому целесообразно включить в состав группы бывалых туристов, многие из которых с желанием и с удовольствием принимают участие не только в организации и проведении учебы, но и походного быта, передвижении группы на маршруте, оказании помощи младшим ребятам. Из таких ребят вырастают в будущем хорошие руководители туристских групп.
Немаловажный фактор, который влияет на численный состав группы – это медицинские показания. К сожалению, имеют место случаи, когда тот или иной ребенок не бывает допущен врачом к участию в походе по состоянию здоровья и с этим приходится считаться, как бы не хотелось вам взять данного ребенка в поход.
Комплектуя группу, следует получить от родителей возможную информацию о некоторых особенностях здоровья ребенка, которые не являются противопоказаниями для участия в походе. В частности необходимо получить сведения о возможных аллергических реакциях на лекарства, продукты, растения, на имеющиеся хронические заболевания, на умение ребенка плавать.
При комплектовании группы может возникнуть очень сложный вопрос – об участии в походе ребят с недостаточным физическим развитием или ослабленным здоровьем. Некоторым из таких ребят нельзя участвовать в походе, другим он полезен. В настоящее время имеются довольно многочисленные данные, свидетельствующие о положительном влиянии туризма при лечении целого ряда заболеваний. Не секрет, что многие врачи и специалисты по лечебной физкультуре используют туристские походы в качестве одной из форм оздоровления учащихся. Видимо не нужно доказывать, что участие в походах оказывает положительное воздействие на сердечно-сосудистую и нервную системы, развитие координации движений, приобретение выносливости и работоспособности, а также закаливание, особенно при неблагоприятных погодных условиях.
Можно было бы привести многочисленные примеры, когда ребята с ослабленным здоровьем, начав заниматься туризмом, не только закалились и окрепли, но и догнали своих здоровых и физически развитых одноклассников.
Вряд ли стоит руководителю похода спешить с отказом о включении в туристскую группу ребенка, освобожденного от уроков физкультуры. Следует внимательно расспросить ребенка, почему он не занимается физкультурой, чем и когда болел, поговорить со школьным врачом. Прежде чем отказать, следует направить ребенка на дополнительное обследование в детской поликлинике или физкультурном диспансере, где будет вынесен окончательный вердикт о возможном занятии туризмом.
Мы с вами условились, что группа идет в пеший поход I к.с., хотя это может быть горный, водный или лыжный – все зависит от времени года, от той местности, где находится школа или предварительно намеченного вами района путешествия за пределами своей области, края, республики. Поэтому коснемся некоторых аспектов, связанных с комплектованием группы не только для участия в пешем походе, но и по другим видам туризма.
Вполне реально, что из числа ранее записавшихся учащихся, большая часть по различным причинам отказалась от участия в походе. Возникла необходимость привлечения учащихся из других классов. Хорошо, если в школе есть параллельные классы. А если нет? В данном случае приходиться привлекать ребят из младших или старших классов. Со старшими все понятно. Как быть с младшими? Инструкцией предусмотрен и такой вариант. Для учащихся, получивших теоретическую и практическую подготовку в течение не менее одного года занятий в туристско-краеведческих детских объединениях (кружках), секциях, клубах, возрастной ценз для участия в степенных и I-III к.с. походах по родному краю при наличии медицинского допуска может быть снижен на один год.
Допускается участие в пешеходном походе одной трети юных туристов с опытом лыжных или горных походов на одну категорию сложности ниже планируемого похода, в лыжном – с опытом пешеходных или горных походов на одну категорию сложности выше, в горном походе – с опытом пешеходных или лыжных походов той же категории сложности, но с соответствующим «перевальным опытом».
Одну треть членов группы в горных походах I-III к.с. могут составлять альпинисты, имеющие III спортивный разряд, что под силу учащимся образовательных учреждений, проживающих в горных районах, или опыт участия в некатегорийном туристском походе.
Что касается руководителей и участников водных походов, то руководители должны иметь опыт участия и руководства водными походами на тех же видах судов, а участники должны иметь соответствующий опыт походов на любом виде судов. Данное требование распространяется только на руководителей и членов группы, принимающих участие в водных походах I-III к.с.
При комплектовании туристских групп важно не только наличие необходимого туристского опыта, специальных знаний, умений и навыков, требуемых Инструкцией, в сочетании относительно хорошим уровнем физической и технической подготовки участников похода и руководителя группы, но также и решение вопросов социально-психологического плана. Особенно это актуально, если группа скомплектована из числа старшеклассников. От авторитета руководителя, чувства товарищества в группе, уровня дисциплины, психологической подготовленности участников группы к маршруту в первую очередь зависит успех планируемого мероприятия.
Итак. При комплектовании группы следует обратить внимание на следующие моменты
- Количественный состав;
- Возрастной состав;
- Имеющийся туристский опыт в зависимости от категории сложности планируемого похода;
- Коммуникабельность;
- Дисциплинированность;
- Физическая и психологическая подготовка;
- Желание участвовать в походе не на словах, а на деле;
- Отсутствие медицинских противопоказаний для участия в походе;
- Наличие необходимого личного снаряжения и финансовых возможностей;
- Согласие родителей на участие ребенка в данном мероприятии
Комментарии: