Как примитивно устроен мир, если смотреть на него с позиции простого обывателя, не обремененного рассуждениями о морали, нравственности, человеческом долге. Ведь, практически, в его понимании все сводится к удовлетворению насущных потребностей на уровне животного: прокормиться, обеспечить комфорт и безопасность существования. Способы простые – насыть и защити себя, а, при возможности, и свое потомство. Только, в отличие от человека, животное не задумывается, а руководствуется инстинктами. Человек же способен думать, делать свой выбор, и, оказывается, чем ближе он остается к модели поведения животного, тем успешнее его жизнь. Он всегда сыт, потому, что занимает лучшие пастбища (читай среду обитания, место проживания) и ни с кем не делиться, он живет в хоромах, при этом, очевидно ущемляя интересы тех, кто живет в трущобах. Строго соблюдает иерархию – демонстрирует преданность вожакам (читай вождям) и растаптывает интересы других членов стаи (читай общества)....
Думаю, надо понимать, что многие, вероятно, на генетическом уровне делают свой выбор в детстве, отрочестве, юности, слушая свое близкое окружение, глядя и завидуя успешности элиты общества (правильнее было бы слово элита заключить в кавычки). Другие настраиваются по ходу жизни, приобретая собственный опыт животного поведения вместе его плодами (успешной карьерой, достатком и пр.).
И вот эта самая жизненная коллизия: общественная мораль и государственные установки призывают нас на комсомольские стройки, к станкам, защищать Родину в горячих точках, сеять хлеб, отказаться от личной выгоды ради общественного блага, а практика повседневной жизни говорит, о том, что личный успех ожидает ровно в противоположном направлении (действиях, поведении). Выходит, что, в аспекте личной успешности нельзя доверять общественным призывам и лозунгам, верить вождям масс. Однако большинство слепо верят в широко обнародованные установки, а потому сознательно и добровольно созидают, обрекая себя на жизнь стада в загоне (шаг в сторону – разборки на собраниях, испорченная анкета и пр.). Другая (малая) часть открыто выражает протест, формируя ряды диссидентов (и это не самые глупые и, как правило, нравственные люди). Третья часть, ищет для себя место в рядах призывающих, поддерживающих общественные установки и организующих народные массы (это и есть сегодняшние политиканы и демагоги, наша будущая элита и ее резерв). Есть и четвертые. Они не рвутся к публичной власти и стараются быть в тени, используя несовершенство управления и контроля, а также человеческие слабости для своей личной выгоды. Они утраивают собственные оазисы личного благополучия на стыке двух моралей (вслух – поддержка власти, втихую – присвоение общественного ресурса).
Долгая жизнь при таком общественном устройстве сформировала устойчивые человеческие типажи, которые вписались в нашу сегодняшнюю жизнь с разной степенью успешности:
Первая группа – это люди, слепо доверявшие власти и честно проработавшие всю свою жизнь. Сейчас они уже старики, не понимающие, как можно было их так обмануть и оставить в беспомощном состоянии.
Вторая группа – это зрелые люди, профессионалы, талантливые и честные трудоголики, часть из которых, несмотря на большие сложности, добилась успеха и общественного признания, а часть продолжает бороться за выживание доступными средствами, не переступая за черту классической морали и выполняя свою человеческую миссию и профессиональный долг.
Третья группа – это молодые думающие люди, получающие образование и не принимающие сегодняшние государственные установки и политические тенеденции.
Четвертая группа – это люди разного возраста, использующие сегодняшний государственный уклад для достижения своих личных целей и обеспечения личного (в первую очередь, финансового) благополучия. Они сейчас заняли все ключевые позиции во властных структурах, медиа-пространстве, бизнесе, руководящих ведомствах промышленности, образования, здравоохранения, МВД, Армии и др. Они приросли к своим маскам, скрывающим их двуличность, абсолютную аморальность и цинизм.
Пятая группа - это толпа (самая массовая и опасная). У нее нет понимая морали. Они готовы разрушать, убивать, насиловать, грабить по любой указке, в первую очередь, власть предержащих. Они влачат жалкое существование и рассчитывают, что при переделе смогут что-то урвать.
Вот моя оценка сегодняшнего общества, в котором живу и созидаю, сохраняя веру в справедливость, следуя моральным установкам, заложенным во мне родителями, с былой верой в страну, в которой жил и надеждой на лучшее.
Моя жизнь это мой нравственный выбор, а значит сознательное решение, а не животный инстинкт. Я всегда знал, что мясник, торговец, политический бонза живут благополучнее, с точки зрения обладания материальными благами, но выбрал миссию педагога-путешественника, человека думающего, любящего и уважающего любой труд и свою Отчизну и желающего процветания своей стране.
P.S. Понятно, что на предстоящих выборах снова выиграет ВВП, но хотелось бы, что и коммунисты набрали значительное количество голосов, и их кандидат смог бы возглавить Правительство России. Другие партии и самовыдвиженцев серьезно не рассматриваю.
В порядке эпилога – старые строки (ничего не изменилось за последние годы)
Как строить жизнь человеку разумному?
Где идеалы, кумиры, идеи?
Чтоб не шарахаться, как полоумному,
Словно вокруг нас лишь люди-злодеи.
Где же примеры достойной успешности?
Чтобы достаток не плод был стяжательства,
И при красивой чиновничьей внешности,
Были еще и духовные качества.
Чтоб казнокрадство не было естественным,
Чтобы во власть приходили умелые,
Не небожители с нимбом наследственным
А трудоголики, добрые, смелые.
Школа чтоб вновь научилась воспитывать,
И возродились заводы и фабрики,
Чтоб перестали терпенье испытывать
Эти комичные думские «гаврики».
Чтобы культуру ваяли культурные,
Не толстосумы из банковской публики,
Чтоб поумерили речи бравурные,
Дав нам лишь дыры, забрав себе бублики.
Что не придумаешь в ночь новогоднюю?
С верой, что все это может исполниться,
Что все плохое уйдет в преисподнюю,
И день сегодняшний смыслом наполнится!
С Новым годом, Рождеством Христовым, старыми добрыми воспоминаниями и воплощением мечтаний о счастливой жизни!
С уважением. А.Я.Миндель.
Комментарии: