Скачать выпуск журнала "Профессиональное образование" №10/2017. Статья А.Я.Минделя на с.48.
В 2018 году туристско-краеведческая деятельность (ТКД) образовательных организаций будет отмечать свое столетие. Сто лет назад были подписаны первые указы о создании специализированных внешкольных организаций — детских экскурсионно-туристских станций — и рекомендации о поддержке властями всех уровней путешествующих детей, дабы «...не принимать их за мешочников». К концу XX века такие организации были не только в каждом региональном центре России, но и во множестве малых городов и районов страны. Учащиеся, студенты и другая молодежь массово путешествовали по Родной стране. Туристские слеты были очень популярны в вузах, школах, организациях профессионального образования. Много лет на берегу озера Селигер близ села Неприе Калининские «Трудовые резервы» проводили прекрасные туристские лагеря: большую часть лета молодые люди жили на природе в воспитывающих коллективах. А сейчас в Тверской области не сохранилось ни одной специализированной организации дополнительного образования, культивирующего детско-юношеский и молодежный туризм.
В своих ежегодных посланиях Президент страны постоянно говорит о приоритете работы с молодежью, профилактике негативных поведенческих проявлений в молодежной среде. Что может более успешно выполнить эти задачи как не развитие детско-юношеского и молодежного туризма во всех его видах и формах? Классики педагогической науки утверждают, что нет иного способа борьбы с вредными привычками, как замещение их на позитивные, т.е. привлечение подростков на добровольной основе к полезной созидательной деятельности. Однако, Минобрнауки РФ давно самоустранилось от практического решения вопросов воспитательной работы в образовательных организациях и, в частности, от развития туристско-краеведческой деятельности и детско-юношеского туризма (ДЮТ). При этом потребность в организации содержательного досуга и интерес к участию в активных путешествиях не уменьшается.
Детско-юношеский и молодежный туризм является комплексным воспитательным средством, педагогический эффект которого несравнимо выше других направлений дополнительно го образования (исследования доктора педагогических наук Ю.С. Константинова). Но, как говорится: «Свято место пусто не бывает!» Освободившуюся нишу, добровольно оставленную Минобром РФ, заняло Министерство культуры, развивая систему коммерческих турагентств, и формально взяв ДЮТ под свое управление. Но это не может быть единственным способом разрешения проблемы, тем более, что здесь уже появилось множество издержек. В середине 2017 года организации дополнительного образования ряда регионов России стали получать никем не заверенный пакет документов, предписывающий участие во Всероссийском конкурсе маршрутов военно-патриотической тематики со ссылкой на Федеральное агентство по туризму. При этом предлагалось школьникам разработать туристские маршруты по своим регионам и передать их безвозмездно с утратой на них своих прав некому ООО. Это уже не просто издержки, а прямое нарушение закона об интеллектуальной собственности по отношению к несовершеннолетним авторам.
Поэтому вопросы государственного участия, в первую очередь Минобрнауки РФ, в организации детско-юношеского и молодежного туризма крайне актуальны, но без партнерства с общественными организациями их не разрешить. Обращаю внимание читателей на выдержку из Послания Президента на 2016 год: «В таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержки семей и детей, нужно больше доверять гражданскому обществу, некоммерческим организациям. Они часто работают эффективнее, качественнее, с искренней заботой о людях, меньше бюрократизма в их работе. <…> И, наконец, считаю правильным поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании услуг, которые финансируются за счет бюджетов».
Именно в 2016 году вступил в силу Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 №224-ФЗ. Казалось бы, очевидно, что предлагался сразу и механизм реализации Послания, однако до сих пор нет убедительных примеров успешной реализации прямых указаний Президента.
В чем же причина? Не будем акцентировать внимание на косности системы государственного управления, низком профессионализме, незаинтересованности и боязни ответственности чиновников — это общеизвестные факты, которые стали данностью нашей современной жизни. Поговорим об инициативных людях, в том числе представителях социально ориентированных общественных организациях и социально ответственного бизнеса, для которых указания Президента страны — не пустые слова, а работа с детьми и молодежью — главный смысл их жизни.
Новая Концепция развития дополнительного образования детей (ДОД) 2014 года прямым текстом рекомендует формирование сети муниципальных организаций ДОД в формате государственно-частного и общественно-государственного партнерства. Возможно ли осуществить это на практике и, вообще, государственно-частное партнерство — это миф или реальность? Именно этой теме и был посвящен Круглый стол-брифинг, который прошел в Московской торгово-промышленной палате в конце сентября 2017 года.
Представители научной и педагогической общественности, НКО, бизнеса, муниципальной власти вместе пытались найти решение и констатировали, что чрезвычайная зарегламентированность деятельности бюджетных образовательных организаций, явно избыточные циркуляры, якобы защищающие права детей и сохранность бюджетных средств, сводят к нулевому результату все попытки воплотить в жизнь установки Президента.
Ведь все на поверхности и очевидно:
- общественные организации и частные лица вкладывают свои средства, предлагают готовую инфраструктуру, инвентарь профессиональных специалистов для работы с детьми и молодежью, в частности, в сфере организации клубной работы по месту жительства, активного отдыха в каникулярное время, в том числе, семейного;
- дети и родители, особенно социально уязвимых групп населения, в решении этой проблемы заинтересованы, представители бизнес-сообщества оказывают возможную помощь.
От государства (его профильных бюджетных образовательных организаций) требуется самая малость
- выделение нескольких ставок по оплате труда, а от местной власти
- содействие в решении отдельных вопросов, например, оборудование пандуса или предоставление на безвозмездных условиях стоянки для автомобиля или катера.
Однако в этом, очень перспективном со всех точек зрения деле, государство абсолютно бездеятельно и никак себя не проявляет. Может быть, наказание за бездеятельность должно быть многократно строже ответственности за действия должностных лиц, рискующих войти в противоречие с явно избыточными ведомственными инструкциями? Может быть, надо публично наказывать высших должностных лиц за неисполнение поручений Президента, продекларированных всей стране? К сожалению, это не зависит от нас, а потому мы будем продолжать трудиться, и у нас появился стимул — наш проект «Детско- юношеский (образовательный) туризм как продуктивная воспитательная технология» стал победителем Конкурса президентских грантов для НКО 2017 года. Кроме того, мы продолжаем свою инициативную работу и строим Дом путешественника (социаль ного туриста) на озере Селигер, а также намерены осуществить в пилотном варианте обмен организованными молодежными группами между Тверской и Московской областями.
А.Я. МИНДЕЛЬ
канд. пед. наук, доцент, заслуженный путешественник России, член Комитета по социальному предпринимательству и поддержке социальных программ Московской торгово-промышленной палаты
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Комментарии: