Что может быть привлекательнее для подростка, чем наполненные романтикой путешествия со сверстниками, возможность проверить свои силы, ближе узнать друзей-товарищей, полюбоваться красивой природой, переночевать в палатке, просидеть у туристского костра? Отвечу, как человек увлеченный путешествиями со школьной скамьи до настоящего времени – альтернативы по широкой доступности и педагогическому эффекту и малозатратности нет.
Детско-юношеский туризм (ДЮТ) и туристско-краеведческая работа (ТКР) с учащимися в советское время являлись одними из приоритетных и результативных направлений воспитательной работы в образовательных и внешкольных (дополнительного образования) учреждениях. Однако последние двадцать лет министерство образования последовательно самоустранялось от вопросов организационно-методического обеспечения этой работы. В результате резко сократилось число специализированных центров детско-юношеского туризма, усложнились требования к организаторам активных туристских походов и экскурсий, ТКР была практически вытеснена из образовательных учреждений. Остались в далеком прошлом и воспоминаниях старшего поколения туристские слеты, палаточные лагеря, краеведческие экспедиции. «Свято место пусто не бывает»: - гласит народная мудрость. Освободившуюся нишу стали осваивать и занимать коммерческие структуры, в первую очередь самостийные турагентства, оказывающие свои услуги за немалые деньги. Справедливости ради следует отметить, что и в коммерческой сфере есть очень крепкие профессионалы и умелые организаторы, как правило, из числа тех педагогов-путешественников, которые были вытеснены из школ. И спрос на их услуги имеет место быть, правда, безопасность организации активных путешествий не всегда на должном уровне, да и качество специалистов не высокое (чаще это студенты). Предложений экстремальных путешествий для школьников в социальных сетях – громадной количество, цены высокие - от 40 тысяч рублей на 14-18 дней без стоимости дороги
Правильнее, чтоб организаторами таких путешествий были бы школы и колледжи, которые могли бы сделать подготовку к таким путешествиям предметом занятий во внеучебное время и тем самым, содержательно занять досуг обучающихся. Однако редкие школьные туристские клубы и общественные объединения не удовлетворяют постоянно растущего спроса юношества на проверку и демонстрацию собственных сил, смелости, творческих способностей. Поэтому объяснимыми с точки зрения подростков являются экстремальные увлечения «зацеперов», суицидные проявления, интерес к наркотикам в молодежной среде. Противодействовать этим негативным явлениям можно только следуя традиционным рекомендациям великих педагогов старой школы, которые говорили о том, что вредные привычки можно искоренить одним единственным способом – заменить их позитивными. А значит нужно всемерно развивать детско-юношеские клубы по интересам, в том числе и туристские, создавать условия для проведения в каникулярное время активных путешествий, полевых лагерей, экологических экспедиций. Но, парадокс- министерству образования это не нужно, а для министерства культуры, под эгидой которого работают тур.агентства, системная работа с подростками и юношеством не является профильной задачей и это, несмотря на то, что сами эти агентства считают, что именно они и занимаются решением вопросов развития детского туризма. В этом есть часть правды. Именно Ростуризм создал Комиссию по детскому туризму и всемерно поддерживает ее деятельность. Именно представители турагентсв стремятся охватить экскурсионными услугами как можно больше учащихся и многие хорошо знают свое дело.
В то же самое время Минобрнауки России не спешит ввести в практику деятельности образовательных учреждений ТКР и уроки труда с четко выделенным акцентом на воспитание, о чем в декларативной форме публично высказывалась вновь назначенная руководитель федерального ведомства. Это значит, что и региональные министерства образования будут занимать выжидательную позицию. Поручение на правительственном уровне Минобнауки России курирования программы летнего отдыха детей ничего не меняет по сути, а наоборот ужесточает и без того избыточные требования к организаторам выездных форм каникулярного отдыха. Практическим организаторам активных путешествий с учащимися придется уходить в тень и проводить походы в свои отпуска на основании инициативных заявлений родителей. Это не только создает дополнительные организационные и финансовые трудности, но и повышает риск самодеятельных путешествий из-за отсутствия информации о них в структурах МЧС, МВД, органах власти на местах.
Что можно сделать в этой ситуации?
Самое простое – перестать заниматься с детьми туристско-краеведческой работой. К сожалению, это уже происходит. Педагоги-путешественники держаться из последних сил, тратя свое время на различные курсы (ведь и доврачебную помощь оказывать теперь может только специалист с «корочкой»), отказывая себе в личном отдыхе (отпуск в походе с учащимися), рискуя своей свободой и благополучием из-за потенциальной угрозы любого ЧП.
Более сложное – пытаться решать на своем уровне (учрежденческом, муниципальном, ведомственном) вопросы оптимальной легализации активных путешествий с детьми, учреждения детских МКК, создания родительских и профессиональных общественных объединений. Развивать контакты с коллегами-единомышленниками, кооперироваться (объединяться) при проведении туристских мероприятий в одном районе (спасение утопающих – дело рук самих утопающих). Всемерно опираться на поддержку профильных учреждений, их ресурс при адекватном профессиональном и заинтересованном в деле их руководителе.
Невероятно-нереальное – ждать в ближайшее время (для пенсионеров это особенно важно) радикального изменения государственной политики в части проявления настоящей заботы о детях, заслуженного уважения к педагогам, формирования проверенными временем педагогическими средствами любви к своему Отечеству. Самое невозможное в этом деле – перестать рассматривать процесс образования как услугу, если он обеспечивается за счет бюджетных средств или на безвозмездной основе.
Концепция развития дополнительного образования рекомендует всемерно развивать сеть профильных учреждений муниципального уровня в формате государственно-частного партнерства. Прекрасная мысль сочетания разнообразных ресурсов, тем более, что с января 2017 года вступил в силу специальный Федеральный закон о ГЧП. Но вот на практике – опять ничего. В этом убеждает наш собственный опыт по реализации в формате ГЧП авторского проекта «Дом путешественника (социального туриста) на озере Селигер» Оказалось, что и в этом случае государству и его чиновничеству ничего не нужно (кроме личной выгоды).
Эх, сколько же доброго и полезного можно было бы сделать для наших детей, если подойти к делу профессионально, заинтересовано и честно!
Однако являясь членом Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ, работающему в составе Комиссии по детскому туризму при Ростуризме, участвуя во множестве тематических круглых столов и думских слушаний, я не имею никакой уверенности в том, что в ближайшее время туризм и краеведение вернутся в школы и колледжи.
Древние греки говорили: «Пока дышу – надеюсь!»
А потому, желаю всем педагогам-путешественникам здоровья, мудрости, терпения и удачи, а современным детям счастливого детства, которое было у нас!
Миндель Александр Яковлевич, канд.пед.наук, доцент, заслуженный путешественник России, член Комитета по социальному предпринимательству и поддержке социальных программ Московской торгово-промышленной палаты.
Комментарии: