И, наверное, это закономерно и правильно. Будь у человека такая возможность, ему было бы нелегко выбрать эпоху, в которой все было бы справедливо и все жили бы счастливо (в прочем, это не всем и нужно). Так, наверное, только в Раю, но туда попадают не по собственному выбору, а, по заслугам земной жизни или по промыслу Высших сил (помните «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова). Хочется верить, что наши нынешние правители и их приспешники туда не попадут и им по справедливости уготовано место в Аду. Однако, если, перейти от мифических предположений к реальной жизни, то напрашивается вывод, что если невозможно выбрать время, то можно сделать собственный выбор в том, как его, это время, прожить. Человеку предоставляется возможность сделать такой выбор, и он осуществляется для одних сознательно, для других в силу обстоятельств, для третьих, случайно. Для кого-то многое предопределено принадлежностью к элитному сословию, для кого-то усугублено материальными трудностями насущной жизни в простой среднестатистической или маргинальной социальной среде, кому-то помогает талант, кого-то двигает способность расталкивать локтями и ловчить, кого-то целеустремленность и трудолюбие.
Да и живут все очень по разному. Для одних вся жизнь проходит в трудах праведных, для других в вечной праздности, одни вечно недоедают, другие пресыщены, одни живут в лачугах, другие в хоромах, одни одеты скромно, другие вычурно богато. Где здесь разумная граница и баланс? Правда ли, что, эталоном желанного счастья являются материальное благополучие и элитная статусность?
Отношение к этим условным ценностям характеризует общество и, думаю, что очень многие наши сограждане действительно к ним стремятся. Это совершенно объяснимо для выходцев из сословной элиты (они иначе себе жизнь и не представляют), и для испытывающих острую нужду (для них это просто мечта). При чем, и те и другие рассматривают обладание этими, с их точки зрения жизненными ценностями, как данность – одни хотят их сохранить, другие получить в качестве подарка судьбы. Никто не рассматривает сам процесс ежедневного труда для достижения этих благ. И это объяснимо. Российская элита по определению не расположена к труду, а неимущие понимают, что заработать эти высшие блага честным и добросовестным трудом невозможно. Помните пословицу: «Трудом праведным не наживешь хором каменных!».
А по тому, давайте оставим рассуждения об этих двух социальных группах и подумаем о среднестатистическом гражданине России. Речь идет не о среднем классе – это не российская категория, а о наших согражданах, соответствующих следующему портретному описанию.
Это человек деятельный, не зависимо от возраста, трудоспособный, находящий удовольствие и удовлетворение от самого процесса труда, исходя или из понимания его социальной значимости и/или из интереса к выбранной профессии и своему делу.
Это человек честный и добропорядочный живущий по чести и совести, не обязательно воцерквленный, но живущий, как говорят, с Богом в душе, искренне любящий свое большое Отечество и малую Родину.
Это человек способный к сочувствию и состраданию, самопожертвованию ради своих идеалов или ограничению собственных амбиций и потребностей и живущий в согласии с самим собой.
Это интеллектуальный человек способный видеть разницу между государством и Отчизной, адекватно оценивающий правителей государства, их внутреннюю и внешнюю политику, образ жизни и, при этом продолжающий добросовестно выполнять свою профессиональную, социальную и человеческую миссию.
Именно на таких все и держится сейчас и держалось во все другие времена, ибо такие люди и есть настоящие созидатели. И проживая свою жизнь в настоящем времени, они ведут себя так же, как повели бы, сто и двести лет назад, и будут вести себя в далеком и недалеком будущем. Ибо они и есть настоящая элита и генофонд человечества.
Так я думаю, с тем и живу.
А.Я.Миндель
Комментарии: