Википедия (свободная общедоступная энциклопедия Интернета) объясняет это понятие как связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление, называемое следствием. Вероятно, напрасно я выбрал такое заумное название для статьи, чтобы просто порассуждать о вещах или явлениях обыденных. У российского пенсионера на это достаточно времени, ведь основной инстинкт больше не доминирует, да и свободного времени достаточно – на нашу пенсию не разгуляешься и не отправишься в зарубежное турне, как это делают пенсионеры загнивающих капиталистических стран. Не подумайте только, что я им завидую. Я с удовольствием и интересом живу в своей стране, хотя многие могут посчитать меня инородцем, лицом не титульной национальности, однако я так не думаю. Говорю и мыслю я на русском языке, всю свою жизнь тружусь на благо Отчизны, как это раньше делали мои родители, а сейчас дети, но это некоторое отступление от темы. А сказать я хочу вот что – в нашей жизни все закономерно, даже то, что мы иногда принимаем за случайность.
Вот случилось мне недавно застрять на дороге. Машина у меня хорошая, но старенькая и наше стандартное топливо уже не переваривает, а на диетическое питание (дорогую горючку) денег нет. Вот и вышел из строя очередной раз топливный насос. Стою я на дороге, мимо проезжает множество машин, но никто не останавливается. Только вот мир не без добрых людей, их просто сейчас стало гораздо меньше. В советское время, когда я попал в такую же ситуацию, путешествуя по Украине, мне пришлось более 500 км проехать на буксире. Попутные машины легко останавливались и помогали совершенно бесплатно. А сейчас все изменилось. Правда, должен сказать, что все закончилось благополучно и на этот раз. За шесть часов ожидания на дороге остановилось несколько человек с добрым предложением бескорыстной помощи. Я сделал для себя вывод, что все в жизни справедливо, ведь я тоже никогда не беру денег, если приходиться кому-то помочь на дороге. Не знаю, что это - «дурное советское воспитание» или твердое понятие о братстве в экстремальных условиях, правильное, воспитанное в советской школе, понимание справедливости жизни.
Советская школа, детство, дворовое братство, умные педагоги, неужели все это невозвратно ушло из современной жизни? В отношении детства это так, его уже не вернуть, но школа и педагоги? Пришлось мне буквально вчера участвовать в качестве эксперта на Московском областном конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям». Я в восторге! Как будто снова оказался в прежнем времени, в правильной школе, которая не натаскивает на ЕГЭ, а по-настоящему воспитывает. Молодые учителя и зрелые, состоявшиеся в профессии педагоги демонстрировали свою квалификацию, результаты профессиональных достижений, позиционировали, как сейчас говорят, инновационные идеи и подходы. Преклоняюсь перед ними! Сейчас это гражданский подвиг и профессиональное подвижничество. Снова обратимся к википедии: подвижничество широком смысле: - активная позиция противостояния злу. Как это точно сформулировано. Именно противостояние непрофессионализму чиновников от образования и злу, которое несет отсутствие духовности. Но, вернемся на конкурс. Лейтмотивом (главной мыслью) всех выступлений было обращение к предназначению педагога содействовать формированию достойных человеческих качеств своих учеников, в том числе через демонстрацию примеров собственной успешности, личных достойных качеств, увлечений и интересов. Как это важно когда мастера спорта говорят о том, что воспитывают не столько будущих чемпионов, сколько, в первую очередь, достойных людей и граждан-патриотов России. Учитель информатики высшей квалификации говорит о том, что выводит летом детей в поход, чтобы они забыли о виртуальной жизни в соцсетях, а вкусили прелести реального общения с живой природой, верными друзьями и настоящими педагогами-наставниками.
Вот и получается, что причинно-следственная связь между исключением воспитания из образовательного процесса и безразличием к чужой беде на дороге абсолютно очевидна.
И еще немного о походах и активном отдыхе, как органичной части воспитательного процесса. Прошедшее лето с трагедией в Карелии привлекло общее внимание к проблемам организации детского отдыха. Оказалось, что в результате исключения туристско-краеведческого компонента из системы школьного образования, организацией активного отдыха занялись коммерческие структуры. Стал широко рекламироваться активный, в том числе и экстремальный отдых и предложения оказались востребованными. Карелия, побережье Белого моря вполне заслуженно оказались в первых строках условного списка популярных районов детского активного отдыха. Не будем останавливаться на качестве предлагаемых услуг, на вопросах подбора персонала и квалифицированных инструкторских кадров, а также стоимости такого отдыха – здесь все по-разному. Есть стабильно действующие туристские лагеря, восполняющие дефицит предложений детского отдыха и компенсирующие резкое сокращение походов, организуемых образовательными учреждениями. А есть и откровенно несостоятельные предложения, с необеспеченными организационными условиями и откровенным пренебрежением к технике безопасности пребывания на природе. Я о другом. Подготовка детской группы к многодневному походу – это системная, как правило, внеучебная деятельность педагога-путешественника, разложенная на год работы. Нельзя собирать детей, как взрослых на турбазы и предлагать им активные путешествия в стихийно создаваемых коллективах. Это нарушение всех педагогических принципов в интересах получения коммерческой выгоды и с высокой степенью риска. Уже не говоря о том, что, как правило, педагогика процесса здесь весьма условна – это скорее тусовка подростков на природе со всеми вытекающими из безнадзорности свободами поведения. Но, повторяю – везде организация дела разная.
И опять о причинно-следственной связи и законе Михаила Васильевича Ломоносова о сохранении массы (помните: «если в одном месте убавится, то в другом…»). Исключили туристско-краеведческую работу из школы – возникли коммерческие предложения. «Свято место пусто не бывает» – народная мудрость. Вот и сейчас вместо возвращения детского туризма в школы Министерство образования разрабатывает новый циркуляр о регламентации отдыха детей в период каникул, а значит, грядет новая беда и очередной чиновничий беспредел.
А теперь о мечтах и надеждах пенсионера. Очень надеюсь на то, что здравый смысл восторжествует, школа снова вернется к вопросу о приоритете воспитания, походы, как неотъемлемый элемент образовательного процесса займут свое достойное место в общей системе содействия личностному развитию добропорядочных и трудолюбивых будущих граждан нашего Отечества.
За сим и прощаюсь!
С уважением, А.Я.Миндель,
руководитель НКО «Образование. Спорт. Реабилитация»,
канд.пед.наук, Заслуженный путешественник России.
Комментарии: