Дети Селигера

активный семейный отдых

Википедия (свободная общедоступная энциклопедия Интернета) объясняет это понятие как связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление, называемое следствием. Вероятно, напрасно  я выбрал такое заумное название для статьи, чтобы просто порассуждать о вещах или явлениях обыденных. У российского пенсионера на это достаточно времени, ведь основной инстинкт больше не доминирует, да и свободного времени достаточно – на нашу пенсию не разгуляешься и не отправишься в зарубежное турне, как  это делают пенсионеры загнивающих капиталистических стран. Не подумайте только, что я им завидую. Я с удовольствием и интересом живу в своей стране, хотя многие могут посчитать меня инородцем, лицом не титульной национальности, однако я так не думаю. Говорю и мыслю я на русском языке, всю свою жизнь тружусь на благо Отчизны, как это раньше делали  мои родители, а сейчас дети, но это некоторое отступление от темы. А сказать я хочу вот что – в нашей жизни все  закономерно, даже то, что мы иногда принимаем за случайность.

Вот случилось мне недавно застрять на дороге. Машина у меня хорошая, но старенькая и наше стандартное топливо уже не переваривает, а на диетическое питание (дорогую горючку) денег нет. Вот и вышел из строя очередной раз топливный насос. Стою я на дороге, мимо проезжает множество машин, но никто не останавливается. Только вот мир не без добрых людей, их просто  сейчас стало гораздо меньше. В советское время, когда я попал в такую же ситуацию, путешествуя по Украине, мне пришлось более 500 км проехать на буксире. Попутные машины легко останавливались и помогали совершенно бесплатно. А сейчас все изменилось. Правда, должен сказать, что все закончилось благополучно и на этот раз. За шесть часов ожидания на дороге остановилось несколько человек с добрым предложением бескорыстной помощи. Я сделал для себя вывод, что все в жизни справедливо, ведь я тоже никогда не беру денег, если приходиться кому-то помочь на дороге. Не знаю, что это - «дурное советское воспитание» или твердое понятие о братстве в экстремальных условиях, правильное, воспитанное в советской школе, понимание справедливости жизни.

Советская школа, детство, дворовое братство, умные педагоги, неужели все это невозвратно ушло из современной жизни? В отношении детства это так, его уже не вернуть, но школа и педагоги? Пришлось мне буквально вчера участвовать в качестве эксперта на Московском областном конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям». Я в восторге! Как будто снова оказался в прежнем времени, в правильной школе, которая не натаскивает на ЕГЭ, а  по-настоящему воспитывает. Молодые учителя и зрелые, состоявшиеся в профессии педагоги демонстрировали свою квалификацию, результаты профессиональных достижений, позиционировали, как сейчас говорят, инновационные идеи и подходы. Преклоняюсь перед ними! Сейчас это гражданский подвиг и профессиональное подвижничество. Снова обратимся к википедии: подвижничество  широком смысле: - активная позиция противостояния злу. Как это точно сформулировано. Именно противостояние непрофессионализму чиновников от образования и злу, которое несет отсутствие духовности. Но, вернемся на конкурс. Лейтмотивом (главной мыслью) всех выступлений было обращение к предназначению педагога содействовать формированию достойных человеческих качеств своих учеников, в том числе через демонстрацию примеров собственной успешности, личных достойных качеств, увлечений и интересов. Как это важно когда мастера спорта говорят о  том, что воспитывают не столько будущих чемпионов, сколько, в первую очередь, достойных людей и граждан-патриотов России. Учитель информатики высшей квалификации говорит о том, что выводит летом детей в поход, чтобы они забыли о виртуальной жизни в соцсетях, а вкусили прелести реального общения с живой природой, верными друзьями и настоящими педагогами-наставниками.

Вот и получается, что причинно-следственная связь между исключением воспитания из образовательного процесса и безразличием к чужой беде на дороге абсолютно очевидна.

И еще немного о походах и активном отдыхе, как органичной части воспитательного процесса. Прошедшее лето с трагедией в Карелии привлекло общее внимание к проблемам организации детского отдыха. Оказалось, что в результате исключения туристско-краеведческого компонента из системы школьного образования, организацией активного отдыха занялись коммерческие структуры. Стал широко рекламироваться активный, в том числе и экстремальный отдых и предложения оказались востребованными. Карелия, побережье Белого моря вполне заслуженно оказались в первых строках условного списка популярных районов детского активного отдыха. Не будем останавливаться на качестве предлагаемых услуг, на вопросах подбора персонала и квалифицированных инструкторских кадров, а также стоимости такого отдыха – здесь все по-разному. Есть стабильно действующие туристские лагеря, восполняющие дефицит предложений детского отдыха и компенсирующие резкое сокращение походов, организуемых образовательными  учреждениями. А есть и откровенно несостоятельные предложения, с необеспеченными организационными условиями и откровенным  пренебрежением к технике безопасности пребывания на природе. Я о другом. Подготовка детской группы к многодневному походу – это системная, как правило, внеучебная деятельность педагога-путешественника, разложенная на год работы. Нельзя  собирать детей, как взрослых на турбазы и предлагать им активные путешествия в стихийно создаваемых коллективах. Это нарушение всех педагогических принципов в интересах получения коммерческой выгоды и с высокой степенью риска. Уже не говоря о том, что, как правило, педагогика процесса здесь весьма условна – это скорее тусовка подростков на природе со всеми вытекающими из безнадзорности свободами поведения. Но, повторяю – везде организация дела разная.

И опять о причинно-следственной связи и законе Михаила Васильевича Ломоносова о сохранении массы (помните: «если в одном месте убавится, то в другом…»). Исключили туристско-краеведческую работу из школы – возникли коммерческие предложения. «Свято место пусто не бывает» – народная мудрость. Вот и сейчас вместо возвращения детского туризма в школы Министерство образования разрабатывает новый циркуляр о регламентации отдыха детей в период каникул, а значит, грядет новая беда и очередной чиновничий беспредел.

А теперь о мечтах и надеждах пенсионера. Очень надеюсь на то, что здравый смысл восторжествует, школа снова вернется к вопросу о приоритете воспитания, походы, как неотъемлемый элемент образовательного процесса займут свое достойное место в общей системе содействия личностному развитию добропорядочных и трудолюбивых будущих граждан нашего Отечества.

За сим и прощаюсь!

С уважением, А.Я.Миндель,  

руководитель НКО «Образование. Спорт. Реабилитация»,

канд.пед.наук, Заслуженный путешественник России. 

 

Комментарии:

Вы можете помочь распространением информаци о нас: просто поделитесь этой ссылкой на своей страничке в соцсетях
 

Оказать помощь

Для поддержки многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов и других малообеспеченных семей требуется хотя бы эпизодическая финансовая помощь, которая будет использована по прямому назначению для реализации наших действующих долгосрочных программ:

 

СМИ о нас

19 июня 2018 года. "Неладно что-то в нашем королевстве". Учительская газета №25. 

29 мая 2018 года. "Собака на сене". Учительская газета №22.

28 июня 2015 года. Онлайн-газета "Вечерняя Москва". Статья "В субботу, 27 июня, в Осташкове на берегу озера Селигер открылся «Дом путешественника» - небольшая, но важная база социального туризма"