Дети Селигера

активный семейный отдых

Я прожил основную часть жизни в стране, обеспечивавшей абсолютному большинству детей широкие возможности для организованного отдыха в каникулярное время. Для людей моего возраста воспоминая о пионерских лагерях, походах, туристских слетах абсолютно объяснимы и закономерны. Но мое мысленное возвращение в те годы несет больший смысл, чем простая ностальгия. Это скорее анализ специалиста, имеющего намерение не только транслировать этот успешный опыт, но и адаптировать его к современным условиям. Тем более, что организация активного отдыха детей в условиях туристских лагерей уже много лет является предметом моего интереса и профессиональной реализации.

Несколько лет назад для подготовки тематической программы московский телеканал «Доверие» сделал опрос на улицах города родителей с детьми, задавая всем вопросы о предстоящем летнем отдыхе. Выяснилась интересная картина. Тридцати пяти - сорокалетние родители с теплом вспоминали свой отдых в пионерских лагерях и походы, которые были его обязательной и наиболее запоминающейся составляющей. Дети 9-10 летнего возраста эмоционально проявляли свой интерес к активным формам отдыха и туристским походам, но, в абсолютном большинстве случаев, этот интерес был абстрактным. Почти все, опрошенные учащиеся среднего возраста не имели никакого представления ни о летних лагерях, ни о походах. Старшеклассники совершенно определенно отдавали предпочтение лагерям-тусовкам и заграничным турам с классным коллективом или с родителями. В общем, - у детей незнание, а у родителей волнение за безопасность выездного отдыха. И, это совершенно объяснимо. Детство современных учащихся проходит без летних лагерей классического толка, о которых ни они, ни их родители ничего не знают. О классических лагерях отдыха сейчас вообще мало говорят, да и таких лагерей не очень много (преобладает предложение коммерческих форм отдыха). Я говорю о лагерях отдыха, которые сейчас называют оздоровительными, с обеспеченным постоянным педагогическим вниманием, интересной программой, добросовестным высокопрофессиональным персоналом. По моему мнению, по сути это не столько оздоровительные, сколько социокультурные лагеря отдыха и прежнее название «пионерские» им подходит как нельзя лучше (если в смысл названия не вкладывать идеологию юных ленинцев, а вспомнить о первоначальном значении слова пионер, как первооткрыватель). При этом, хочу сделать еще одно уточнение. Говоря о высокопрофессиональном персонале, я имею в виду наличие у сотрудников профессионального опыта в данной сфере деятельности, а не формального педагогического образования (вспомните всеми любимых вожатых-производственников из своего детства, но это, к сожалению, уже не отвечает установкам сегодняшнего дня).

Опрос педагогов, вывозивших организованные группы в современные и так востребованные старшеклассниками лагеря-тусовки показал, что наиболее привлекательными для участников являются имеющие место вольница, свобода поведения, возможность устраивать свою личную жизнь по своему усмотрению, удаленность от дома (лучше за границей). При этом такие лагеря, как правило, анонсируют идеологически выдержанную программу, обеспеченный надзор и разнообразные экскурсии (за дополнительную плату). Но, не будем анализировать деятельность и результативность таких лагерей, а поговорим о настоящем детском отдыхе и социокультурном феномене правильных (настоящих, педагогически результативных) лагерей отдыха.

Приходится констатировать, что правильные классические лагеря отдыха представляют собой действительно необычный, исключительный факт или явление в полном соответствии с энциклопедическим толкованием термина феномен. О них родительская общественность мало, что знает и таких лагерей действительно не много. На то есть две основные причины. В век интернета и назойливой вездесущей рекламы нет доверия многочисленным предложениям интересного отдыха и экзотики с большим разбросом цен. Попробуй разобраться, где здесь подделка, а где качественный продукт. Но, главное другое. Сами дети (их сейчас называют потребителями услуг) в абсолютном большинстве отдают предпочтение комфорту в ущерб содержанию, избегают участия в общественно-полезной деятельности, трудовых акциях. И совсем немногие, как правило, это наиболее интересные детские личности, ориентированы на тематические программы, активный отдых, природоохранную, краеведческую деятельность, общественно-полезные деяния, приобретение новых знаний.

Именно такие дети являются наиболее благодатными субъектами для приложения педагогических сил и составляют здоровую основу детского коллектива. Именно такие дети вернутся обогащенные новыми знаниями, с хорошими впечатлениями от отдыха, общения со сверстниками и педагогами. Именно из таких детей вырастут настоящие патриоты России, добросовестные труженики, достойные члены нашего общества.

Но, чтобы это случилось, их сознание, нравственность, физическое здоровье, интеллект должны формироваться, развиваться и укрепляться под влиянием правильных людей. Это одна из сторон социокультурного эффекта и результата педагогического воздействия на развивающуюся детскую личность в лагере отдыха. Ведь в школе воспитанию сейчас не уделяется достойного внимания (в ЕГЭ оно никак не оценивается, да и педагогу рейтинг не повышает). Именно поэтому феноменальным является то обстоятельство, что за короткий период отдыха во временном детском коллективе удается провести нравственную личностную корректировку, расширить знания, получить представление о будущей профессии, создать условия для приобретения опыта коммуникаций в новой среде, а еще - дать возможность детям попробовать себя в роли самостоятельных и ответственных людей (маленьких взрослых).

А потому наряду со стационарными лагерями детского отдыха должны развиваться и самодеятельные туристские лагеря, и различные формы активного семейного отдыха. Такие лагеря, как правило, обеспечиваются на условиях самоорганизации и самообеспечения быта, насыщены реальной деятельностью участников во всех ее проявлениях (трудовая, исследовательская, природоохранная, творческая и др.). Кроме того, они малозатратны, что для многих семей с ограниченным достатком является определяющим фактором, да и располагаются непосредственно в условиях открытой природы (в лесах, на берегах водоемов). Зачастую такие лагеря, как и раньше, организуются как продолжение системной содержательной работы с детьми во внеучебное время в формате клубов по интересам, кружков студий и других детских объединений (просится добавить термин «дополнительного образования», но считаю его совершенно неуместным, по сути). Позвольте сформулировать основную идею – летний детский отдых должен являться естественным продолжением школьного воспитания, вынесенного на природу, в привлекательных для детей, в том числе, игровых формах. Такой отдых должен предоставить детям дополнительную возможность приобщения к творчеству, искусству, спорту, технике и содействовать закреплению этих интересов через занятия в профильных объединениях в течение учебного года (как хорош был термин – внешкольная работа!). Это и обеспечивает социокультурный феномен лагерей отдыха, чему есть, к счастью, достаточно убедительных примеров и подтверждений. Полагаю, что должен быть составлен широкодоступный аннотированный реестр таких лагерей с убедительными педагогическими результатами и достойной репутацией, обеспечивающих полноценный отдых и личностное развитие на условиях разумной детской самостоятельности, педагогической инициативы и ответственности. Именно в такие лагеря любой родитель может спокойно оправить на отдых своих детей, не опасаясь за их благополучие.

Думаю, что и у педагогов, и у детей, и у родителей должны быть право выбора и возможность реализовать свои интересы, а у самого направления организации содержательного, в том числе активного отдыха детей, должна быть перспектива развития, опираясь на опыт педагогов-внешкольников советского периода и традиций российской школы. Пожелаем друг другу в этом успеха!

Миндель Александр Яковлевич, руководитель НКО «Образование. Спорт. Реабилитация», канд.пед.наук, Заслуженный путешественник России.

Комментарии:

Вы можете помочь распространением информаци о нас: просто поделитесь этой ссылкой на своей страничке в соцсетях
 

Оказать помощь

Для поддержки многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов и других малообеспеченных семей требуется хотя бы эпизодическая финансовая помощь, которая будет использована по прямому назначению для реализации наших действующих долгосрочных программ:

 

СМИ о нас

19 июня 2018 года. "Неладно что-то в нашем королевстве". Учительская газета №25. 

29 мая 2018 года. "Собака на сене". Учительская газета №22.

28 июня 2015 года. Онлайн-газета "Вечерняя Москва". Статья "В субботу, 27 июня, в Осташкове на берегу озера Селигер открылся «Дом путешественника» - небольшая, но важная база социального туризма"