Я прожил основную часть жизни в стране, обеспечивавшей абсолютному большинству детей широкие возможности для организованного отдыха в каникулярное время. Для людей моего возраста воспоминая о пионерских лагерях, походах, туристских слетах абсолютно объяснимы и закономерны. Но мое мысленное возвращение в те годы несет больший смысл, чем простая ностальгия. Это скорее анализ специалиста, имеющего намерение не только транслировать этот успешный опыт, но и адаптировать его к современным условиям. Тем более, что организация активного отдыха детей в условиях туристских лагерей уже много лет является предметом моего интереса и профессиональной реализации.
Несколько лет назад для подготовки тематической программы московский телеканал «Доверие» сделал опрос на улицах города родителей с детьми, задавая всем вопросы о предстоящем летнем отдыхе. Выяснилась интересная картина. Тридцати пяти - сорокалетние родители с теплом вспоминали свой отдых в пионерских лагерях и походы, которые были его обязательной и наиболее запоминающейся составляющей. Дети 9-10 летнего возраста эмоционально проявляли свой интерес к активным формам отдыха и туристским походам, но, в абсолютном большинстве случаев, этот интерес был абстрактным. Почти все, опрошенные учащиеся среднего возраста не имели никакого представления ни о летних лагерях, ни о походах. Старшеклассники совершенно определенно отдавали предпочтение лагерям-тусовкам и заграничным турам с классным коллективом или с родителями. В общем, - у детей незнание, а у родителей волнение за безопасность выездного отдыха. И, это совершенно объяснимо. Детство современных учащихся проходит без летних лагерей классического толка, о которых ни они, ни их родители ничего не знают. О классических лагерях отдыха сейчас вообще мало говорят, да и таких лагерей не очень много (преобладает предложение коммерческих форм отдыха). Я говорю о лагерях отдыха, которые сейчас называют оздоровительными
Опрос педагогов, вывозивших организованные группы в современные и так востребованные старшеклассникам
Приходится констатировать, что правильные классические лагеря отдыха представляют собой действительно необычный, исключительный факт или явление в полном соответствии с энциклопедически
Именно такие дети являются наиболее благодатными субъектами для приложения педагогических сил и составляют здоровую основу детского коллектива. Именно такие дети вернутся обогащенные новыми знаниями, с хорошими впечатлениями от отдыха, общения со сверстниками и педагогами. Именно из таких детей вырастут настоящие патриоты России, добросовестные труженики, достойные члены нашего общества.
Но, чтобы это случилось, их сознание, нравственность, физическое здоровье, интеллект должны формироваться, развиваться и укрепляться под влиянием правильных людей. Это одна из сторон социокультурного эффекта и результата педагогического воздействия на развивающуюся детскую личность в лагере отдыха. Ведь в школе воспитанию сейчас не уделяется достойного внимания (в ЕГЭ оно никак не оценивается, да и педагогу рейтинг не повышает). Именно поэтому феноменальным является то обстоятельство, что за короткий период отдыха во временном детском коллективе удается провести нравственную личностную корректировку, расширить знания, получить представление о будущей профессии, создать условия для приобретения опыта коммуникаций в новой среде, а еще - дать возможность детям попробовать себя в роли самостоятельных и ответственных людей (маленьких взрослых).
А потому наряду со стационарными лагерями детского отдыха должны развиваться и самодеятельные туристские лагеря, и различные формы активного семейного отдыха. Такие лагеря, как правило, обеспечиваются на условиях самоорганизации и самообеспечения быта, насыщены реальной деятельностью участников во всех ее проявлениях (трудовая, исследовательска
Думаю, что и у педагогов, и у детей, и у родителей должны быть право выбора и возможность реализовать свои интересы, а у самого направления организации содержательного, в том числе активного отдыха детей, должна быть перспектива развития, опираясь на опыт педагогов-внешко
Миндель Александр Яковлевич, руководитель НКО «Образование. Спорт. Реабилитация», канд.пед.наук, Заслуженный путешественник России.
Комментарии: