Сначала о трагедии в Карелии. Горько об этом говорить и, тем более злорадствовать по этому поводу, но, с моей точки зрения, результат вполне ожидаемый, когда детский туризм стал культивироваться не как средство воспитания, а как коммерческая услуга. Тендер выигрывают не лучшие и профессионально состоятельные, а раскрученные и «свои», которые в погоне за прибылью экономят деньги на квалификации кадров и их численности. По действующим в системе образования нормам в водном походе на группу 12 учащихся должно быть не менее 2-взрослых, а не четыре девочки на 50 детей. Действовавшие ранее «Единые правила организации путешествий по территории СССР» предписывали в сложных походах для взрослых групп состав не менее 4-6 человек. Исходили из того, что в критических ситуациях у самих участников должно хватить сил и ресурса выйти из любой беды, связанной, в том числе и с обеспечением транспортировки пострадавшего участника. В детских группах норматив присутствия взрослых мотивирован тем условием, что в экстремальной ситуации физических сил взрослых должно хватить на то, чтобы обеспечить безопасность детской группы, в том числе: в случае непогоды установить детские палатки, развести костер, приготовить пищу, выгрести на волне и др. В Карелии ничего этого не имело места. Тем не менее, Интернет переполнен коммерческими предложениями экстремального отдыха и приключений для детей, и, надо сказать, что стоит это совсем недешево, но достаточно востребовано. Более того, на это тратятся и бюджетные целевые средства при их остром дефиците и очевидности того факта, что путешествие десятка детей на Северный полюс или сумма тендера департамента социальной защиты такова, что позволила бы обеспечить отдых в обычных туристских лагерях тысячам детей или деятельность сотни детских специализированных центров на местах. Как это все воспринимать – как отсутствие должной квалификации и ответственности чиновников, укоренившуюся безнаказанность за злоупотребления бюджетными средствами, самоустранение системы образования от решения вопросов воспитания детей средствами их приобщения к туристско-краеведческой деятельности, или это общая государственная установка на системный развал страны в интересах правящей элиты, исходящая от ее первых лиц (ведь они формируют кабинет министров)? Как предлагает ЕГЭ – выбирайте правильный ответ, одновременно найдете ответ и на второй вопрос о том, почему разваливается детский туризм в стране?
Небольшой экскурс в недавнюю историю:
Детским туризмом занималось Министерство образования (просвещения) и его специализированные учреждения, в том числе центры детско-юношеского туризма, имеющие свои турбазы, общежития, транспорт, календарь обязательных массовых туристско-краеведческих мероприятий разного уровня, профессиональных педагогов-путешественников.
Отдых трудящихся обеспечивал ЦС по туризму и экскурсиям ВЦСПС, имеющий разветвленную сеть турбаз и пансионатов, собственный транспорт и плановые маршруты по всей стране, а также поддерживающий деятельность клубов самодеятельного и спортивного туризма (совместно со спортивными ведомствами).
Отдыхом детей в каникулярное время занимались профсоюзные организации, обеспечивающие на льготных условиях отдых детей трудящихся в каникулярное время в ведомственных загородных лагерях и пансионатах.
Экскурсии молодежи по стране и за рубеж организовывало Бюро молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ, также имеющее свои гостиницы и транспорт.
Загранпоездками занималась обособленная структура «Интурист», имеющая собственную сеть гостиниц повышенной комфортабельности и свой транспорт.
Экскурсионным туризмом, и отдыхом граждан, в том числе и детей (под патронажем профильных госструктур и не всегда профильных министерств) занимаются на коммерческих условиях туристские агентства, не имеющие не только собственных гостиниц и транспорта, но даже помещений для офисов (все арендуется).
Реальная картина настоящего времени:
От работы по обеспечению детского туризма, как формы воспитательной работы министерство образования самоустранилось и исключило ее из госзаказа (однако продолжают добросовестно и продуктивно работать чудом сохранившиеся не попавшие «под гусеницы всеобщей оптимизации» профильные или комплексные учреждения ДОД и общественные организации). Поэтому закономерно, что в большинстве регионов России детский туризм находиться в ведении министерств социального развития, культуры, молодежной политики, туризма, но ни в одном не возглавляется образовательным ведомством. Приоритет получения выгоды над воспитательным значением детского туризма очевиден. Как мы видим, детский туризм развивается не благодаря, а вопреки усилиям государства, имеющим по отношению к нему негативный вектор. Поэтому не удивительно, что инициаторами обсуждений вопросов развития детского в России выступает Торгово-промышленная палата, а журнал «Коммерсант» пытается разобраться в сути проблемы.
Отдельную нишу занимают структуры социальной защиты населения и здравоохранения, обеспечивающие отдых и лечение для льготных категорий, в том числе и детей. Эти ведомства субсидируют через систему тендеров и распределение целевых бюджетных средств на активный отдых детей.
Самодеятельным и спортивным туризмом занимаются профильные федерации и редкие турклубы, так же с трудом выживающие во времена приоритета экономической выгоды над здравым смыслом и социальной миссией государства.
Туристские (полевые палаточные) лагеря раздавлены катком СаНПиНов (их количество ежегодно катастрофически уменьшается). На первое место выходят лагеря дневного пребывания, охватывающие до 80% детей в каникулярное время, что обеспечивает присмотр, но не оздоровление детей.;
Стоимость проезда на транспорте стала непомерно высокой, льготы для обучающихся давно исчезли (в этом году, наконец-то, стали происходить некоторые позитивные изменения).
Организация туристского похода с детьми стала практически невозможной из-за избыточных и зачастую невыполнимых административных требований по оформлению поездок. На смену сложившейся системе легального оформления путешествий образовательными учреждениями пришла новая форма. Педагоги по заявлениям от родителей организуют на свой страх и риск, активные путешествия в свои отпуска и, конечно, за свой счет без всяких субсидий (их раздали на тендерах).
Созданы различные профильные комиссии и советы, но их работа не очень продуктивна, как и результативность многочисленных тематических слушаний и круглых столов. Примером является и полнейшее бездействие Координационного совета по детскому туризму при Правительстве России.
Тем не менее, детско-юношеский и молодежный туризм жив, и его развитие в рамках целевых программ патриотического воспитания молодежи, профилактики негативных проявлений в молодежной среде, усиления внимания к внутреннему туризму, является одним из приоритетных направлений общего развития страны. Потому продолжают разыгрываться тендеры, проводятся многотысячные молодежные формы на природе, наносящие как ущерб самой природе, так и опустошающие дефицитный бюджет страны. Но, наверное, кому-то это надо для формальных отчетов и все было бы тихо и спокойно, если бы не случай в Карелии, о котором скоро все позабудут.
Вечный вопрос: «Что делать?»
Рецептов множество, но все они возвращают нас к тому, что нельзя попирать конституцию, в части ущемления гражданских прав и свобод на отдых, свободу передвижений, пользования лесными и природными ресурсами. Но, ели двигаться от общего к частному, то давно пора ввести именной социальный сертификат на отдых не только для льготных категорий, но и для всех учащихся в каникулярное время. Так сделали в Санкт-Петербурге, Пермском крае, Ульяновской области. Надо развивать сеть муниципальных профильных клубов в формате частно-государственного партнерства, что предписано Концепцией развития дополнительного образования детей. Следует не декларировать, а практически организовывать молодежные межрегиональные обмены на компенсационной основе и принципах взаимозамещения, в чем никак не удается убедить наших чиновников. Но, главное - вернуть детский туризм в ведение министерства образования и обязать его по-настоящему развивать.
Миндель Александр Яковлевич, член Координационного совета по детскому туризму при Правительстве РФ, заслуженный путешественник России, руководитель Рабочей группы Комитета по социальному предпринимательству и социальным программам МТПП.
Комментарии: