Сначала определимся с понятийным аппаратом, как говорят в научной среде, что же такое идеология?
Идеология - мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли (Владимир даль, «Толковый словарь» , 1956 г., Москва, набрано и напечатано со второго издания 1880-82 г.г.).
Идеология – система взглядов, идей, мировоззрение (С.И.Ожегов, «Толковый словарь», изд. 2007 г., Москва).
Идеология – система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп («Современный словарь иностранных слов», 2001 г., Москва).
Идеология - …определяется, в конечном счете, условиями материальной жизни общества, является отражением общественного бытия в сознании людей…Идеология не может быть внеклассовой или надклассовой и всегда выражает интересы господствующего класса. («Большой словарь иностранных слов в русском языке», 1999 г., Москва).
За 150 лет это понятие от простого миросозерцания и размышлений преобразовалось в неотъемлемую часть мировоззрения и выражения личностного отношения к сегодняшнему жизнеустройству.
В советское время всё было ясно и понятно. Идеология выражала суть коммунистического устройства общества и государства, требовала всеобщей поддержки и единомыслия. Думающие иначе относились к числу инакомыслящих (диссидентов) и объявлялись изгоями общества.
В современной России формально считается, что идеология отсутствует, точнее – нет единой государственной идеологической установки. Политики пытаются сформулировать общую национальную идею, обращаясь то к религиозному сознанию масс, то к патриотизму, однако правит бал его величество – Рынок. Получается, что всё можно купить в виде благосклонности и поддержки влиятельных чиновников, все можно продать и даже Родину, в формате принятия гражданства других стран. Однако - это доступно далеко не для всех, а только для имущих власть и деньги. Получается, что идеологией правящего класса, его национальной идеей становится бизнес, личное обогащение. Приходит во власть и удерживается в ней только приверженец, можно сказать, адепт этой рыночной идеологии. Если даже достигший определенных высот поведет себя не по установленным правилам, его выкинет эта самая среда правителей. Пример, бывший губернатор Хабаровского края Сергей Иванович Фургал. Он мыслил, находясь на государственной должности, как простой человек и оказался чужеродным элементом в среде пресыщенных властью и деньгами правителей. А вот губернатор Тверской области Игорь Руденя - яркий представитель и ставленник власти, он и живет, как говориться: «в ус не дуя».
Однако абсолютное большинство наших сограждан – это простые люди и у них своя идеология. Простой человек ежеминутно занят мыслями о хлебе насущном, ему не до приобретения недвижимости за рубежом - хватило бы денег коммунальные расходы за своё скромное жилье оплатить. Ему не до новой иномарки или часов «Ролекс». Хватило бы сил старые «Жигули» поддерживать в форме и гири на стенных «ходиках» подтягивать. Простой человек ежечасно молится о здоровье и благополучии своих родных и близких и о том, чтобы не было войны. Он не приемлет саму мысль о переезде на чужбину, понимает, что не приживется вдали от Родной земли, не оставит могилы предков, не предаст их память. Это и есть настоящий патриотизм и любовь к Родине. Это и есть самая настоящая основа для общей национальной идеи, адептами которой является большинство россиян. Они получают небольшие зарплаты, мизерные пенсии, живут в тесных квартирах, доставшихся от родителей. В глубинке в старых избах с печным отоплением, водой из колодца и «удобствами» во дворе. И это в 21 веке! Это всем известно, об этом публично заявляют честные депутаты с высоких трибун. Только вот две эти идеологии не пересекаются, так как существуют на разных уровнях. Однако именно простые люди продолжают добросовестно трудиться, именно простые люди собирают вещи для гуманитарной помощи, искренне сочувствуют и помогают нуждающимся, т.е. делают, что должно. Живут и надеются, что справедливость восторжествует и наступит Рай на земле. Это генетическая память и опыт многих поколений.
Есть и ещё одна группа наших сограждан, живущих вместе с нами и считающих, что они свободны от любых идеологических установок. Это, как правило, достаточно обеспеченные люди. У них при отсутствии идеологии есть своя жизненная философия, которая сродни демагогии (демагогия – это применение различных ухищрений, позволяющих убедить других в своей правоте, не будучи при этом правым). Такие люди не верят в очевидное, например, что жители Луганской и Донецкой областей в течение восьми лет живут под бомбежками, защищающую их Россию, считают агрессором, а Крым исконно украинскими землями. Среди них много людей с высшим образованием, представителей культуры и искусства.
И все мы живем в одной стране, иногда близко соседствуем, а то и соединены родственными узами. Но мы не слышим и не понимаем друг друга, как библейские строители Вавилонской башни.
ак «Кому же на Руси жить хорошо?» Казалось бы, ответ прост – тем самым власть и деньги имущим. Только вот я им не завидую. Во-первых, потому, что деньги не панацея и если их настигают болезни, то ни какими деньгами не спастись. Во-вторых, в этой среде отсутствует понятие дружба, а как без неё жить? И, наконец, для меня совершенно не приемлемы их моральные ценности и нравственные ориентиры, постоянная зависть, стяжательство, жадность. Да посмотрите на их детей-мажоров, являющихся точной копией (кланами) своих родителей и ведущих разгульный образ жизни, - я бы таких не хотел. Такие люди не обременены сознанием долга перед родными и близкими, друзьями, коллегами. Они легко жертвуют всем ради получения новых благ. Такие люди очень часто оказываются «элитой» государства, только вот результат их жизни – ноль, а иногда и знак минус. Они не созидатели, а бессовестные потребители общественных благ в неумеренном количестве.
Что касается, так называемого «среднего класса», то и здесь все не просто. Они ориентированы на достижение статуса очень богатых, т.е. тех, о ком мы уже говорили. Им кажется, что существующий государственный уклад им мешает, лишает их свободы особо мыслить. Достаток помогает им безбедно жить и игнорировать бедность большинства соседей. Эти люди способны проявлять трудолюбие и усердие, создавать материальные ценности и самоотверженно работают, но только в своих личных карьерных интересах. Но в результате – опять ноль – что создали, то и потребили.
Не будем особо останавливаться на особой группе людей, проживающих жизнь с тем же нулевым результатом – это люди, не способные в силу своих личностных ограниченных возможностей или неудачного стечения обстоятельств созидать и достойно состояться в жизни. Это противоположная элите группа маргиналов.
Но, в этом случае, цивилизованная жизнь на Земле уже давно должна была бы закончиться. «Элита» ничего не производит по определению, только потребляет сверх меры. Маргиналы ничего не создают и довольствуются только остатками, мусором, объедками. Кто же тогда строит «Вечную стену мироздания»?
Эту высшую миссию выполняет особая, самая массовая популяция людей разумных, нравственных, трудолюбивых, самоотверженных, умелых и сознательно производящих материальных и духовных ценностей с избытком (больше, чем нужно им самим, так, что хватает и вечно алчущей «элите» и постоянно голодным маргиналам). Это и есть настоящие строители и созидатели. Несмотря на соблазн приобщиться к «элите» и риск скатиться к маргиналам, они проявляют завидную стабильность и выполняют гордое предназначение человека. В цивилизованных обществах люди-созидатели живут очень благополучно, в рабовладельческих (антисоциальных) – трудно, в варварских – совсем плохо. Цивилизованное общество обеспечивает государственное устройство таким образом, чтобы максимально продуктивно использовать для общественного блага интеллектуальный, трудовой, человеческий потенциал людей-созидателей. Дикое государство (его «элита») элементарно грабят свою страну, лишая людей-созидателей права и возможности достойной жизни.
Как же быть, какой идеологией руководствоваться? Для сознательного нравственного выбора имеют место личный интерес (генетический, ментальный) к созидательному труду, как способу реализации жизненной активности. Это стремление к честным, добросердечным взаимоотношениям с окружающими тебя людьми, это верность памяти своих родителей, и общечеловеческим идеалам и добродетелям, это физическое неприятие хамства и лжи. Именно эти факторы влияют на формирование собственной идеологии человека-созидателя, живущего в согласии с самим собой. Слава и уважение тебе – человек-созидатель!
Конечно, в реальной жизни все не так жестко разграничено. И среди благополучно живущих, успешных людей, к счастью, встречаются, чувствительные к чужой беде и способные к милосердию. Вспомните о некоторых спортсменах и актёрах, жертвовавших личные средства Детским домам. И среди людей работающих, к сожалению, есть стяжатели. Но такие исключения только подтверждают общее правило, что идеология - есть основа общественной морали, без которой человеческое общество уподобляется стаду животных.
Вот так я рассуждаю и сообразно мыслям живу с любовью к Отечеству, интересом к труду и надеждой на справедливость от Всевышнего!
Приложение (статистика, выводы, рекомендации)
Выводы:
Приведенные статистические данные говорят о том, что государственное устройство и управление природными ресурсами нашей страны несовершенно и несправедливо. Это прямой и закономерный результат присутствия во власти некомпетентных, злоупотребляющих своим положением людей с низкой моральной и социальной ответственностью, сформировавших под себя Конституцию и выборную систему, которая позволяет им удерживаться во власти, открыто демонстрируя цинизм и ложный патриотизм при отсутствии национальной идеи и идеологической основы.
Рекомендации:
- Сохранять свое человеческое достоинство и нравственные принципы, формируя свой круг соратников и единомышленников;
- Выступать организатором или быть участников общественно-полезной деятельности, например, природоохранной, волонтерской, социальной и иной, в первую очередь, на основе собственного профессионального опыта и жизненных интересов;
- Быть ориентированным на вечные ценности и добродетели, находить удовлетворение в практическом приложении физических, духовных сил и интеллекта в любом виде (физическом труде, научной работе, путешествиях, помощи нуждающимся и других добрых делах), сознательно проживать свою жизнь, рассуждая и философствуя;
- Жить в согласии с самим собой, руководствуясь Идеологией здравого смысла и справедливости, с надеждой на поддержку Всевышнего.
Девиз: «Делай, что должно и будь, что будет!»
Комментарии: