Дети Селигера

активный семейный отдых

Пояснительная записка.

В советское время были четыре основных направления внешкольной работы, которые курировались министерством образования, имели профильные федеральные учреждения и сеть региональных структур по всей стране. Это – юные натуралисты, юные техники, юные туристы и юные спортсмены. Геологическое и археологическое направления культивировались в рамках деятельности детских экскурсионно-туристских станций, исходя из того, что деятельность по этим направлениям была напрямую связана с полевыми экспедициями.

Особое место среди федеральных учреждений занимает Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Минобрнауки РФ (ранее он назывался – Центральная детская экскурсионно-туристская станция МП РСФСР). Это учреждение было создано по инициативе Н.К.Крупской в 1918 году и в прошлом году отметило свое столетие. Именно ЦДЭТС многие годы обеспечивало прием в Москве школьников из разных уголков нашей большой страны и стало, как внешкольное учреждение, моделью для тиражирования. В восьмидесятые годы в России было более 500-от областных, краевых, республиканских, городских и районных ДЭТС, без учёта союзных республик. Именно в этом учреждении разрабатывались всероссийские туристско-краеведческие экспедиции пионеров и школьников, в их числе «Ленинская» и «Моё Отечество». ЦДЭТС организовывала всероссийские туристские слёты, массовые геологические экспедиции, походы по местам трудовой и боевой славы советского народа. Особым разделом работы была организация кружков в московских школах. Такие кружки носили экспериментальный характер, занимались разработкой и апробацией программно-методических материалов, проводили туристские походы и экспедиции. Для многих московских школьников они открыли представления о профессиях геологов, этнографов, географов, фотографов, врачей, военнослужащих и др. Сейчас это учреждение продолжает свою работу в оптимизированном формате и уже не имеет былого авторитета для регионов России.

В советское время в Российской Федерации особо выделялись успехами в развитии геологического направления Челябинская область, Свердловская область и Бурятия. На региональных детских экскурсионно-туристских станциях этих территорий были прекрасные геологические музеи. Всегда считалось, что именно в школьные годы закладывается интерес к будущей профессии, остро проявляются научные предпочтения, закладывается и развивается интерес к активным путешествиям.

В этот период происходит становление личности человека, когда будущий гражданин формирует своё мировоззрение, от которого в немалой степени зависит и выбор профессии, готовность к добросовестному выполнению своей социальной миссии, и любовь к Отечеству. Но чтобы Отечество любить по-настоящему – его надо хорошо знать во всём историческом величии, географической необъятности, природной уникальности.

Сейчас всё существенно изменилось, начиная с системы образования, которая утратила престиж лучшей в мире советской школы, исключая из приоритетов задачи воспитания, заканчивая пресловутым ЕГЭ, который во всем мире является исключительным методом проверки знаний детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь, с ментальными нарушениями. Одновременно была разрушена сеть профильных внешкольных учреждений (в современной терминологии учреждений дополнительного образования). Вместо специализированных учреждений появились комплексные (оптимизированные) центры детского творчества и центры образования-монстры. Туристско-краеведческая деятельность ушла из этих учреждений как обязательная составляющая и осталась только в формате одной из направленностей дополнительного образования, да и то – по выбору. Кардинально изменились и нормативные требования к организаторам активных путешествий, экспедиций и полевых лагерей для организованных групп обучающихся, где практически всё сведено к банальным запретам.

Ситуация усугубляется и тем обстоятельством, что родители современных детей являются выпускниками постсоветской школы, которых называют жертвами ЕГЭ. Они не имеют собственного опыта участия в походах и экспедициях и, в своём большинстве, не поддерживают интерес своих детей к путешествиям.

Как можно изменить ситуацию с учётом реально существующих проблем? Реальные проблемы и пути их решения

  1. Отсутсвие среднесрочной государственной политики (программы), направленной на возрождение советской образовательной школы, инертность Минобрнауки и Минприроды, безответственность и низкий профессиональный уровень чиновников, их незаинтересованность в развитии страны, наведении порядка с разведкой и использованием её природных богатств.
  2. Дефицит целевых бюджетных средств и их нерациональное использование (финансирование сомнительных центров стратегических исследований, массовок, типа конкурсов молодых лидеров, «территории смыслов» и др.).
  3. Инертность профильных институтов государственной власти.

Что можно сделать?

Инновационные предложения:

Профильным министерствам и ведомствам (природопользования, внутренних дел, местного самоуправления) взять на себя курирование отдельных вопросов развития системы образования. Например, Росгеологии оказать прямую поддержку созданию геологических кружков на базе профильных НКО (общественных организаций), так как их внедрение в государственные образовательные учреждения может вызвать протест Минобрнауки. Минприроды совместно с МВД поддержать инициативу НКО направленную на подготовку специалистов по новым специальностям (егерьполицейский, егерь-эколог), как реальной меры охраны природы, экологического просвещения, содействия безопасному проведения полевых лагерей и экспедиций.

Использовать новый формат частно-государственных структур (пример – «Дом путешественника на озере Селигер»), как пилотных моделей для развития геологических, экологических, туристских детских и молодежных объединений, в первую очередь, в малых городах России. - Подготовить и провести на озере Селигер летом 2021 года под эгидой Всероссийского центра жизнедеятельности человека в природной среде Федерации спортивного туризма России – выездной семинар-практикум по подготовке из числа молодых добровольцев общественных рейнджеров, организаторов полевых экспедиционных лагерей разного профиля (геологических, экологических, археологических, туристских и др.).

Обобщить опыт, проанализировать технологии и методики и создать сеть открытых онлайн-вебинаров по указанной выше тематике.

Справочная информация

Опорной общественной организацией можно рассматривать Региональную детско-юношескую общественную организацию «Образование. Спорт. Реабилитация.», успешно функционирующую на инициативных условиях самоорганизации и самообеспечения с 1991 года, имея официальный статус юридического лица. Социально значимые проекты НКО «Образование. Спорт. Реабилитация.» неоднократно получали гранты и субсидии городского и федерального уровня.

Юридический, почтовый и действительный адрес: 111402 Москва, ул. Вешняковская д.14к2. Частный объект «Дом путешественника на озере Селигер» используется НКО на безвозмездных условиях и активно сотрудничает с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения Минобрнауки РФ, Федерацией спортивного туризма России, общественным сообществом педагоговпутешественников. Полагаем, что при статусной и финансовой поддержке Росгеологии мы могли бы возродить былое внимание к профессии геолога, как поисковика и исследователя, через приобщение детей и подростков к активным путешествиям по России.


Желаю нам всем успеха!

Миндель Александр Яковлевич, канд.пед.наук, доцент, заслуженный путешественник России, член Комитета по социальному предпринимательству и поддержке социальных программ Московской торговопромышленной палаты, автор проекта «Дом путешественника (социального туриста) на озере Селигер».

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

моб. +7(916)784-0132

Примечание.

Полагаю, что мы не единственные в России, реализующие подобные программы без всякой поддержки и это результат формализма и выхолащивания идей конкурсов, грантов и субсидий для НКО, а также недоверия частного бизнеса к подобным проектам. Очень надеемся на изменение ситуации в лучшую сторону.

В порядке приложения ссылка на Киножурнал «Наш край №41», 1971г. https://youtu.be/8AjPCKRzYCo

Я был участником этого слета в качестве судьи, так работа на ЦДЭТС с 1971 года по 1980 год, и позднее, уже в девяностые годы.

Комментарии:

Вы можете помочь распространением информаци о нас: просто поделитесь этой ссылкой на своей страничке в соцсетях
 

Оказать помощь

Для поддержки многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов и других малообеспеченных семей требуется хотя бы эпизодическая финансовая помощь, которая будет использована по прямому назначению для реализации наших действующих долгосрочных программ:

 

СМИ о нас

19 июня 2018 года. "Неладно что-то в нашем королевстве". Учительская газета №25. 

29 мая 2018 года. "Собака на сене". Учительская газета №22.

28 июня 2015 года. Онлайн-газета "Вечерняя Москва". Статья "В субботу, 27 июня, в Осташкове на берегу озера Селигер открылся «Дом путешественника» - небольшая, но важная база социального туризма"