Дети Селигера

активный семейный отдых

Автор не только выражает свой взгляд на проблему получения профессионального образования в российской глубинке, но и выражает обеспокоенность незаинтересованно-стью и безответственностью чиновников в ее успешном разрешении.

The author not only expresses his opinion on the problem of obtaining professional education in the Russian outback, but also expresses concern about the disinterestedness and irresponsibility of officials in its successful resolution.

Когда переезжаешь на постоянное жительство из столицы в маленький городок, меняется взгляд на многие вещи, в частности, становится более очевидной и осмысленной связь между получением профессионального образования, трудовой реализацией, успешностью и социальной, можно сказать, гражданской миссией человека. Все видится более конкретным и адресным. В большом городе больше вариантов и для получения образования и для трудоустройства, а можно и просто затеряться. В маленьком - все на виду. Три средних школы, примерно 100 выпускников 11-тых классов, столько же девятых. Один колледж, который готовит:  программистов, товароведов, ветеринаров, технологов машиностроения, а также поваров, сварщиков, маляров, станочников. Об этом свидетельствует информация на сайте колледжа, кстати, очень стандартно и формально, позиционирующем жизнь колледжа, сухо перечисляя календарь мероприятий.

Вряд ли это может заинтересовать. Кроме того, в  большинстве своем выпускники одиннадцатых классов настроены на получение высшего образования, правда, для этого надо переезжать в областной центр или две столицы, что связано не только с трудностями начала самостоятельной жизни, но и большими затратами. Словом картина типичная для многих малых городов России. Только ведь выбрать будущую специальность и получить образование – это только половина дела, надо еще и понимать где ждут новоиспеченных специалистов. А есть ведь еще и интерес, предрасположенность, способность к профессии - как быть с этим?

Вернемся в наш маленький городок. Мечтать можно о многом, даже проявлять способности. Но кто же  нужен городу, если руководствоваться принципом «Где родился – там и пригодился!». Производств почти не осталось. Вакансии на городском рынке труда: водители, экспедиторы, кладовщики, охранники, продавцы, сотрудники МВД. Получается, что готовят не тех, кто востребован. Давайте копнем глубже  и поймем, как себя кормят местные жители. Начнем с работы на собственных приусадебных участках. Правда, это в основном удел пенсионеров и родителей наших потенциальных абитуриентов, однако многих детей приучают помогать на огородах с самого детства и им, как правило, на до отдыха в летние каникулы. Городок на берегу озера, условно курортный, поэтому вторая возможность заработать - это сдавать в аренду дома, лодки, заниматься извозом. Кроме того, востребованы строительные услуги. Закономерный вопрос – почему же не развивается туристский бизнес, раз город на берегу озера и, пусть условно, но курортный. Кроме того, окружён дивными лесами.

Ответ банальный. С одной стороны, всем привычней работать в «тени», с другой стороны, нет понимания местной власти, что туристская индустрия способна поднять город, с третьей – во всех сферах, где требуется неординарное мышление, всем привычнее работать по шаблону, тем более, что о личной ответственности руководителей разного уровня речь вообще не идет.

Вот и наша родная сфера образования ведет себя точно также. Весной удалось решить вопрос при поддержке Федерации спортивного туризма России и ее председателя Сергея Михайловича Миронова, депутат ГД РФ  о выделении 25 бюджетных мест для подготовки в местном колледже специалистов  по туризму среднего звена.  Прошло лето, начинается учебный год – что же? Не смогли обеспечить набор. Кто виноват? А виноватых нет. Бюджетные места выделены региональным министерством по туризму, а обучать должен колледж, который подчиняется напрямую региональному министерству просвещения. Самое главное – никому ничего не надо. Директор колледжа будет получать свою зарплату при любых условиях, даже если будет осуществлять подготовку самых бесполезных и невостребованных кадров. Министерство по туризму вообще инстанция не очень понятная, не имеющая ни вышестоящей, ни подведомственных структур. Вот на Урале, который, как известно «Опорный край державы», думающие и ответственные чиновники создали семь лет назад не министерство туризма, а  региональный Центр развития туризма как структуру регионального министерства инвестиций и развития. По его образу и подобию были созданы профильные учреждения муниципального уровня, содержащиеся за счет местных бюджетов. Кстати, в этих учреждениях нашли работу выпускники профильных Вузов и колледжей. Все заняты своим делом и продуктивно взаимодействуют. Но, это ведь далеко за две тысячи верст от Москвы. За опытом не поедешь. А наш маленький городок всего в четырех сотнях километров от столицы и за двести верст от регионального центра – кому здесь нужны инновации!

Еще одна дилемма  - кадры нужны городу, колледж находится в городе, но находится в региональном подчинении. Почему? Повторяется парадоксальная картина из старого времени, когда областной центр, а то и сама столица, приказывали крестьянину что и когда сеять. Ну, может быть, пора уже остановиться? Доверьте маленькому городу определение нужных профессий, не сокращайте специалистов, обеспечивающих охрану лесов, оказывающих туристские услуги, а наращивайте их штат, вводите новые специальности. В частности, у нас нет настоящих охранников леса. В Европе и США они называются рейнджерами  (объездчиками) и имеют статус и полномочия полицейских. У нас это специальность могла бы называться егерь-полицейский. Тогда все встало бы на свои места. В городе создали  бы вакансии, обеспечили подготовку специалистов с гарантией их будущего трудоустройства. Это касается и строителей и инструкторов-проводников на туристских маршрутах, и мастеров народных промыслов и рыбаков. А то получается нарушение связей – производства закрываем, а специалистов продолжаем готовить. Вообще странно смотреть, что в городе прекратил работу рыбзавод, который не только обеспечивал рабочие места, но и занимался  пополнением рыбного запаса. Днем с огнем не найти в лесу лесника, сельские участковые из-за сокращения штата вообще сидят в здании городского УВД. Лес у нас не горит, но вырубается в глобальных масштабах. Оказывается, недобросовестные предприниматели нашли лазейку, так как много леса, не внесенного в Реестр и вырубать его можно безнаказанно, так как это считается очисткой земель сельскохозяйственного назначения. Что это – злой умысел, кризис отсутствия здравых специалистов и профессионалов в руководящих структурах? А ведь эти факторы дискредитируют, делают бессмысленной саму идею подготовки специалистов, в первую очередь среднего уровня, которые своими руками должны создавать материальные ценности и делать это сознательно и с интересом.

И дело не только в тупике развития отечественного образования. Все оказывается просто и ясно - районом, городом, регионом, страной должны руководить заинтересованные в деле люди, а не варяги-временщики. Это главное условие нашего успеха и все это хорошо понимают! Интересно как живет молодежь и чувствует себя система профессионального образования в других регионах России?

Комментарии:

Вы можете помочь распространением информаци о нас: просто поделитесь этой ссылкой на своей страничке в соцсетях
 

Оказать помощь

Для поддержки многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов и других малообеспеченных семей требуется хотя бы эпизодическая финансовая помощь, которая будет использована по прямому назначению для реализации наших действующих долгосрочных программ:

 

СМИ о нас

19 июня 2018 года. "Неладно что-то в нашем королевстве". Учительская газета №25. 

29 мая 2018 года. "Собака на сене". Учительская газета №22.

28 июня 2015 года. Онлайн-газета "Вечерняя Москва". Статья "В субботу, 27 июня, в Осташкове на берегу озера Селигер открылся «Дом путешественника» - небольшая, но важная база социального туризма"