Дети Селигера

активный семейный отдых

Автор анализирует сложившуюся ситуацию организации на инициативных условиях клубной социокультурной работы на муниципальном уровне, указывает на  проблемы и предлагает возможные пути их разрешения

The author analyzes the current situation of the organization on the initiative conditions of club sociocultural work at the municipal level, points out problems and suggests possible solutions

Миндель Александр Яковлевич,

канд.пед.наук, доцент, руководитель НКО «Образование. Спорт.

Реабилитация» (действует с 1991 г.)

 

Как организовывалась  внешкольная (досугово-воспитательная или социо-культурная) работа с детьми на муниципальном уровне тридцать лет назад?

В советское время в каждом московском районе были клубы по месту жительства, которые содержались профсоюзами,  Дома пионеров (структуры образовательной системы), а вот действующие общественные организации, не смотря на массовость охвата, особо не выделялись, а скорее - не воспринимались массовым сознанием как общественные объединения. Да и как их было воспринять таковыми, когда они имели системное бюджетное финансирование, инфраструктуру, а сотрудники - гарантированный социальный пакет? Ведь в сознании советских людей общественная работа воспринималась как деятельность без оплаты за труд, а если за деньги, то какая же это работа на общественных началах? Много ли было таких организаций? Мы знали: КПСС, пионерскую, комсомольскую, ДОСААФ, различные общества (спортивные, охотничьи, рыболовов, инвалидов, творческие союзы и др.). Думаю, что многие удивятся, узнав, что Академия наук СССР тоже было общественной организацией.

В постсоветский период многое изменилось. Я не имею ввиду многопартийность, личностные приоритеты, идеологию, в рассматриваю факторы, которые напрямую касаются семей, воспитывающих детей и людей особо уязвимых социальных групп населения (инвалидов, многодетных, неполных и других малообеспеченных семей, а также воспитывающих детей-инвалидов). Массовое сокращение досугово-воспитательных (социокультурных) учреждений муниципального уровня повлекло создание и развитие общественных организаций, занимающих освободившуюся нишу. Особого регламента организации их деятельности не было, и они жили на условиях самоорганизации, занимая на разных условиях нежилые помещения и мотивируя свою деятельность высокой общественной востребованностью. В частности, в Москве  в девяностые годы было зарегистрировано более тридцати тысяч общественных организаций, из которых реально работали не более  двадцати процентов.

Не реагировать на такое явление государству было невозможно, и возникли различные профильные комитеты (по делам молодежи, общественных связей) и организации, например, Московский Дом детских общественных организаций. Это был период расцвета деятельности общественного сектора, его системной поддержки в виде субсидий и грантов. В 1995 году появился Федеральный закон об общественных объединениях, и началась систематизация деятельности общественных организаций.

Позднее появился новый статус - Некоммерческая общественная  организация (НКО), который подчеркивал факт, что общественные организации не должны заниматься коммерческой деятельностью. Как тут не вспомнить знаменитую фразу Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!». Строго говоря, в рамках действующего Федерального закона общественные организации имели право на организацию своей деятельности на возмездных условиях, другое дело, что прибыль от этой деятельности не могла распределяться между членами общественного объединения, исключая прямые затраты на оплату труда, приобретение (аренду) инструмента, материалы и пр. Также можно было создавать под учредительством общественной организации и самостоятельные хозяйствующие структуры. Вроде бы ничего нового? Но беда в том, что была заложена мина замедленного действия. Постепенно из разряда разрешенной  хозяйственная деятельность, включая оказание платных услуг, перешла в разряд рекомендованной, а в настоящее время и обязательной. 

Сейчас на всех уровнях исполнительной власти вводится норма, что НКО должны сами себя обеспечивать, зарабатывать деньги, оказывая платные услуги, оплачивать аренду или коммунальные расходы  занимаемых для социальной работы помещений. Более того, муниципальная власть обязывает НКО, занимающих нежилые помещения, организовывать на системной основе дворовые праздники, фестивали, соревнования, обеспечивать  выборы во властные структуры и все это без всякой оплаты. Иными словами, исполнительная власть муниципального уровня, выполняя прямые указания окружной и городской властей, перекладывает на НКО, которые по своей сути, должны действовать только в соответствии со своими уставами, функции упраздненных профильных государственных  структур. При этом никаких  обязательств перед НКО, в части оплаты труда, пополнения инвентаря и пр. исполнительная власть не  несет. То есть, можно констатировать, что НКО планомерно и последовательно вырождаются в коммерческие организации, сохраняя видимость принадлежности к  общественному сектору.

Что мы имеем в сухом остатке? Даже в таком богатом городе как Москва, почти нет НКО, осуществляющих свою деятельность на безвозмездной основе, и это при том, что доля малоимущих постоянно растет. Все формы сотрудничества с профильными государственными структурами превращаются в бесконечную бумажную отчетность, включая унизительные  для пенсионеров формы подтверждения личной подписью и фотографированием факта присутствия на добровольных занятиях, например, программы «Московское долголетие». Представителей НКО постоянно обучают не тому, как организовать продуктивную деятельность на муниципальном уровне, например, с детьми, подростками, пенсионерами, а как  привлечь на эту деятельность средства, как правильно строить беседу с потенциальным спонсором, как грамотно составить заявку на участие в конкурсе на получение субсидий и грантов. Образовательные учреждения практически самоустранились от выполнения своей воспитательной миссии,  клубные формы стремительно  вырождаются. Как же проводят досуг современные дети? В поход вывести некому, да и рискованно для организаторов, за занятия в  платных группах по изучению иностранных языков, приобщению к спорту, творчеству далеко не все могут заплатить. Школьная программа перегружена подготовкой к ЕГЭ. Мы очевидно и сознательно заходим в тупик.

Что следует сделать? В глобальном варианте поменять властную элиту на всех уровнях, пригласив специалистов, а не менеджеров,  заинтересованных только в личном благополучии. Оказывать системную поддержку (на уровне обеспечения деятельности профильных госучреждений) НКО зарекомендовавших себя успешной многолетней деятельностью в социальной сфере (начиная с предоставления на безвозмездной основе помещений, оплаты труда сотрудников из бюджета). Пригласить в экспертные сообщества специалистов–практиков и грамотных теоретиков, заменив ими функционеров. Ну, вот и все. Остальное сделаем сами на муниципальном уроне.

 

Желаю нам всем успеха на этом пути!

Комментарии:

Вы можете помочь распространением информаци о нас: просто поделитесь этой ссылкой на своей страничке в соцсетях
 

Оказать помощь

Для поддержки многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов и других малообеспеченных семей требуется хотя бы эпизодическая финансовая помощь, которая будет использована по прямому назначению для реализации наших действующих долгосрочных программ:

 

СМИ о нас

19 июня 2018 года. "Неладно что-то в нашем королевстве". Учительская газета №25. 

29 мая 2018 года. "Собака на сене". Учительская газета №22.

28 июня 2015 года. Онлайн-газета "Вечерняя Москва". Статья "В субботу, 27 июня, в Осташкове на берегу озера Селигер открылся «Дом путешественника» - небольшая, но важная база социального туризма"