Дети Селигера

активный семейный отдых

Рассуждения автора о формировании личности человека и нравственном выборе жизненного пути. (Фрагменты книги "Дорога длиною в жизнь") The reasoning of the author on the formation of the personality of a person and the moral choice of life. (Fragments of the book "The road to the life")

Термин «образование» с введением действующего Федерального закона в значительной мере себя дискредитировал, а общая линия (государственная установка) оптимизации образовательных учреждений, смены зрелых руководителей-профессионалов  на молодых менеджеров-карьеристов на фоне размывания для молодого поколения нравственных ориентиров и  материального неблагополучия множества семей, складывает представления о бесперспективности и общей несправедливости жизни в России.

 Однако эта установка, имея все социальные основания для своего существования, не имеет права на реализацию в умах людей по-настоящему любящих свое Отечество. У большинства из нас нет практической возможности влиять на внутригосударственную политику, но есть право и обязанность сохранять и развивать общечеловеческие ценности, определяющие социальную направленность государства. Поэтому пора вспомнить о народном просвещении, как забытой в настоящее время  общественно-государственной функции, которая должна вернуться в нашу жизнь и занять в ней достойное место.

Как примитивно устроен мир, если смотреть на него с позиции простого обывателя, не обремененного рассуждениями о морали, нравственности, человеческом долге. Ведь, практически, в его понимании все сводится к удовлетворению насущных  потребностей на  уровне животного: прокормиться, обеспечить комфорт и безопасность существования. Способы  простые – насыть и защити себя,  а, при возможности, и свое потомство. Только, в отличие от человека, животное не задумывается, а руководствуется инстинктами. Человек же способен думать, делать свой выбор,  но,  парадокс - чем ближе он остается к модели поведения животного, тем успешнее его жизнь. Он всегда сыт, потому, что занимает лучшие пастбища (читай среду обитания, место проживания) и   ни с кем не делиться, он живет в хоромах,  при этом, очевидно ущемляя интересы тех, кто живет в трущобах. Строго соблюдает иерархию – демонстрирует преданность вожакам (читай вождям) и растаптывает интересы других членов стаи (читай общества)....

Думаю,  надо понимать, что многие, вероятно, на генетическом уровне делают свой выбор в  детстве, отрочестве, юности, слушая свое близкое окружение, глядя и завидуя успешности элиты общества (правильнее было бы слово элита заключить в кавычки). Другие настраиваются по ходу жизни, приобретая собственный опыт животного поведения вместе с  его плодами (успешной карьерой, достатком и пр.).

И возникает жизненная  коллизия - общественная мораль и государственные установки призывают нас  на  стройки, к станкам, защищать Родину в горячих точках, сеять хлеб, отказаться от личной выгоды ради общественного блага, а практика  повседневной жизни говорит, о том, что личный успех ожидает  ровно в противоположном направлении (действиях, поведении). Выходит, что, в аспекте личной успешности нельзя следовать общественным призывам и лозунгам, верить  вождям масс. Однако многие верят в широко обнародованные установки, а потому  сознательно и добровольно созидают.  Другая  (малая) часть открыто выражает протест, формируя ряды диссидентов (и это не самые глупые и, как правило, нравственные люди). Третья часть, ищет для себя место в рядах призывающих, поддерживающих общественные установки и организующих народные массы (это и есть сегодняшние политиканы и демагоги, наша будущая элита и  ее резерв). Есть и четвертые. Они не рвутся к публичной власти и стараются быть в тени, используя несовершенство управления и контроля, а также человеческие слабости для своей личной выгоды. Они устраивают собственные оазисы личного благополучия на стыке двух моралей (вслух – поддержка власти, втихую – присвоение общественного ресурса).

Однако, моя жизнь - это мой личный нравственный выбор, а значит сознательное решение, а не животный инстинкт. Я всегда знал, что мясник, торговец, политический бонза живут благополучнее, с точки зрения обладания материальными благами, но выбрал миссию педагога-путешественника, человека думающего, любящего и уважающего любой труд и свою Отчизну, желающего процветания своей стране и живущего с интересом.

Случаен ли мой собственный выбор жизненного пути? Вероятно, у каждого это происходит по разному. У кого-то дух бродяжничества выражен четко и  ясно, а у кого- напрочь отсутсвует. Я помню когда мне исполнилось 10 или 11 лет, я попросил родителей подарить мне рюкзак, хотя особых оснований для такой просьбы не было. В походы я не ходил, да и мало чего знал о путешествиях. Однако пионерский рюкзак в подарок вместе с армейским котелком и флягой из Военторга я получил.  Было прочитано много книг о путешествиях и приключениях Майна Рида, Жюля Верна, Фениомора Купера. И только в девятом классе судьба свела меня с учителем физкультуры, настоящим педагогом-путешественником, который, как я считаю, и поставил меня на туристскую тропу. Современем эта тропа стала настоящей дорогой моей жизни, с которой я не сворачиваю до сих пор. И я такой не один. Также жили и  очень достойные люди, имена которых сейчас высечены на памятных знаках Пантеона славы педагогов-путешественников в Доме путешественника на озере Селигер.

Сейчас я могу сформулировать некую закономерность, что если этот самый дух бродяжничесва некому разбудить у маленького человека в детстве, то вряд ли, он сам проснется в более зрелом возрасте. Именно поэтому так важно, чтобы приобщение детей к путешествиям начиналось уже в начальной школе, продолжалось в средней и старшей школе и колледже. Конечно, очень важно, кто поведет детей в поход, какие отношения между его участниками будут выстраиваться, какие маршруты выбираться, сколько внимания будет уделяться подготовке, подбору снаряжения, что увидит и как проявит себя юный путешественник на маршруте. Но, это, как говориться  – вопрос техники, а, точнее, туристской  квалификации и мастерства педагога и, конечно, позиции  родителей. Ведь родитель может и не отпустить своего ребенка, особенно девочку в туристский поход. Не на последнем месте и роль директора школы или коллежда, его отношение к туристско-краедческой работе. Сейчас на это решаются не многие директора, а вот раньше опытный директор, подбирая педагогов обязательно интересовался, что он умеет, чем увлекается, чему может научить за рамками урока по своему предмету. Интерес к туризму очень высоко ценился в советской школе, которая, теперь об этом знают все, была одной из лучших в мире.

При этом занятия в туристских колективах никогда не были ориентированы узко профессионально, т.е. на подговку туристских кадров или спортсменов. Конечно, не редкими были случаи, когды воспитанники туристских коллективов под влиянием авторитета руководителя становились педагогами, врачами,геологами, топографами, военнослужащими, но это говорит только о потенциале детско-юношеского туризма как средства профориентации. Главное другое, и это то, что все кто увлекся детским туризмом, сохраняли это увлечение на долгие годы, передавали его своим детям, увлекали своих друзей и сослуживцев, приобретали множество полезных для жизни навыков и, конечно, априори становились преданными и любящами свое Отечество людьми.

В советские времена был такой, говоря современным языком тренд: «Туризм – это микрокоммунизм». Понималось это таким образом, что уклад туристской группы напоминал модель коммунистического общества в части коллективного труда, справедливого распределения его результатов, относительно равенства благ и пр. Так пример: Тур Хейердал в своем путешествии на «Арго» имел по отношении к другим всего одно преимущество - как капитан он спал на обычной банке (скамье), но подложив под голову  подушку. И вот дилемма сегодняшнего дня: в туристской группе в активном путешествии, по-прежнему, коммунизм, а в реальной жизни махровый капитализм с задатками феодализма и даже рабовладельческого строя. Как же быть? Получается, что самодеятельные активные путешествия формируют личностные качества, которые не просто не применимы, но и вредны в повседневной жизни. Как же сделать правильный нравственный выбор? И в чем он – в условном аскетизме на природе, добром отношении к окружающим, добросовестном труде на благо Отчизны  или удобствах отдыха в пансионате, благоустроенной городской квартиры, загородного дома, привилегиях на службе, достижении любой ценой личной карьеры и выгоды?

Может быть,  кратное сокращение желающих пойти в туристский поход, нести рюкзак, грести в байдарке связано не столько с нелепыми и явно избыточными организационными регламентами, сколько с нравственным выбором современных детей и подростков, поддержанного их родителями в пользу жизненных удовольствий и мнимых свобод? Есть над чем поразмышлять.

Чтобы попытаться понять какие образы строят современные подростки надо провести параллель с представлениями о будущем моего поколения.

Кто был кумиром для меня и моих сверстников в пятидесятые годы прошлого века (страшно подумать, как это было давно)? Старшина Скворешня из «Тайны двух океанов», старшина Смолярчук из фильма «Над Тиссой», Чкалов, Папанин, Стаханов, другие героические персонажи  телеэкрана и приключенческих романов. Для девочек, вероятно, герои, сыгранные Любовью Орловой, Людмилой Гурченко. Какие мечты о будущем своих детей были у наших родителей, прошедших войну? Конечно, чтобы их дети получили высшее образование, стали инженерами, архитекторами. Военной карьеры многие остерегались, слишком свежей была память о войне.

Советская идеология, построенная на героизме и самоотверженности народа, приоритете общественных интересов по отношению к  личным, совести и нравственности - также была направлена на формирование плеяды будущих строителей коммунизма в рабочих спецовках, в заводских цехах, за рулем автомобиля. Готовность к защите Отечества всегда была одной из основ морали и нравственности советского человека. Поэтому испытание характера в трудных условиях туристских походов очень соответствовало задачам воспитания настоящего советского человека.

Что же сейчас? Образ успешного человека для подростка связан с белым воротничком работника банка, а для девочки-тинэйджера со светской львицей с телеэкрана. Эти образы никак не предполагают прохождение школы лишений и испытаний, связанных с трудностями походной жизни.

Конечно, это очень обобщающая картина. И в эту картину  грядущего благополучия вносят существенную правку  сегодняшние герои боевых действий в горячих точках, которые вопреки общим установкам выбрали для себя служение, верность и преданность Отечеству.

При этом, вполне объяснимо и закономерно, что человек старается выбрать вариант успешной и благополучной жизни, но ведь страна не выживет, если некому будет строить дома, стоять у станков, взращивать хлеба. Значит надо что-то менять в общественном устройстве, улучшать условия труда, повышать оплату за производительный труд, и отказаться от баснословных гонораров и бонусов менеджеров разного рода, чиновников, телевизионщиков, звезд эстрады и спорта.

Но, посмотрим на вещи здраво – вряд ли, это  произойдет скоро, ведь именно получающие баснословные доходы и определяют правила игры, несменяемость государственного курса и его лидеров. А гастербайтеры еще долгое время будут закрывать брешь в недостатке рабочей силы.

Поэтому массовый нравственный выбор в пользу человека труда сейчас маловероятен. Тем не менее, мы все стараемся для этого делать и, к сожалению, не  благодаря, а вопреки, общегосударственным установкам и нормативам, продолжаем на свой страх и риск проводить  туристские лагеря и путешествия с детьми.

К счастью,   остается еще одно не учтенное обстоятельство – это призвание, интерес к профессии, процессу труда. Разве не интересно для человека созидать и видеть плоды своего труда, получать нравственное и эмоциональное удовлетворение от  своего участия в общем деле, благодарности людей, которым помог или поддержал, наконец, ощущения чувства гордости за свое Отечество. А вот воспитывать, развивать интерес к профессии и созиданию – это и в настоящее время остается главной задачей и миссий современного педагога.

 

Желаю нам всем удачи на этом пути!

 

Комментарии:

Вы можете помочь распространением информаци о нас: просто поделитесь этой ссылкой на своей страничке в соцсетях
 

Оказать помощь

Для поддержки многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов и других малообеспеченных семей требуется хотя бы эпизодическая финансовая помощь, которая будет использована по прямому назначению для реализации наших действующих долгосрочных программ:

 

СМИ о нас

19 июня 2018 года. "Неладно что-то в нашем королевстве". Учительская газета №25. 

29 мая 2018 года. "Собака на сене". Учительская газета №22.

28 июня 2015 года. Онлайн-газета "Вечерняя Москва". Статья "В субботу, 27 июня, в Осташкове на берегу озера Селигер открылся «Дом путешественника» - небольшая, но важная база социального туризма"