Дети Селигера

активный семейный отдых

Миндель Александр Яковлевич, кандидат педагогических наук, автор и руководитель социального проекта «Дом путешественника» на Селигере, Заслуженный путешественник России

г. Осташков, Тверская область

 

ДВИЖЕНИЕ СПИНОЙ ВПЕРЁД

Подложить свинью к Новому 2019-му году

Ну почему всё так! Если идти к цели, то обязательно выбирать заведомо неверный способ движения. Мы хотим получить результат или просто обозначить движение?

Все мы хорошо понимаем, что развитие – это действие прямо противоположное уничтожению. Ну почему мы с таким упорством и последовательностью уничтожаем всё созданное поколениями наших родителей, педагогов, учёных, причём, речь идёт о совершенно очевидных достижениях?

Советское образование – гордость страны! Скандинавские страны, известные своей продвинутой социальной политикой, взяли эту модель за основу, а мы бесконечно всё реформируем, явно не для пользы дела. Недавно на канале «Культура» Михаил Швыдкой провёл дискуссию в обсуждение очередного «умного» предложения депутата о реформировании уроков физкультуры в школе. Теперь предлагается в рамках общей сетки часов заниматься ранней специализацией детей по конкретным видам спорта, т.е. вместо общего физического развития заниматься тренировками детей по плаванию, лёгкой атлетике, большому теннису, и даже гольфу. У автора идеи – молодой дамы, депутата мосгордумы, бывшей директрисы московской школы (и как я понял, учительницы физкультуры), нет никакого представления о том, что для реализации её предложения не только нужны квалифицированные тренерские кадры, но и соответствующие условия. Москва – это ещё не вся Россия, в школах которой зачастую даже тёплых туалетов нет, не говоря уже о бассейнах, кортах и крытых манежах. Вот вам, уважаемый читатель, типовой образчик представителя команды школьных директоров Иосифа Калины (московского лидера образования) – молодой карьерист, не имеющий представления о школе и ориентированный только на агрессивную генерацию и публичную демонстрацию пустых идей, дабы обратить на себя внимание и двигаться дальше по лестнице личного успеха.

Программа физической культуры советской школы позволяла не только дать представление учащимся об основных видах спорта (играх, лёгкой атлетике, гимнастике, лыжах, а позднее и классической борьбе для юношей), но и обеспечивала необходимую для развития физическую нагрузку, удовлетворяла детскую потребность в двигательной активности, коллективных действиях, способствовала выявлению способностей к отдельным видам спорта, которые можно было развить в специальных спортшколах. Там, где была возможность – проводились уроки в бассейнах. Браво советской школе! Говорю об этом как учитель физкультуры, много лет проработавший в школе-интернате, водивший детей в походы и сохранивший на всю жизнь добрые отношения со своими воспитанниками. Кстати, один из них в настоящее время успешный владелец фитнес-центра в Москве.

Один из участников дискуссии, очень продвинутый педагог, учитель математики сказал, что, по его мнению, было бы правильней в школе в рамках предмета «Физическая культура» водить детей в походы и организовывать занятия на свежем воздухе. Приветствую такое предложение и перехожу к основной теме статьи.

Сейчас в Карелии, одном из самых популярных туристских регионов России, закрывают Центр детско-юношеского туризма, который является одним из лучших профильных учреждений дополнительного образования страны. Это результат планомерного движения, а точнее курса «спиной вперёд по кругу», определённого нашим правительством и его профильным ведомством. В стране раньше не только в каждом областном центре, но и в крупных городах и даже множестве районов были специализированные центры детско-юношеского туризма, многие из которых имели и свои базы для приёма школьников и свой транспорт, не говоря уже о квалифицированных кадрах. Сейчас в результате оптимизации сохранилась только треть.

Сергей Владимирович Минделевич, член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве России, общепризнанный лидер туристского сообщества (мастер спорта, заслуженный путешественник России), информирует о том, что по общей оценке деятельности (рейтинга) регионов России выявлена следующая закономерность: в девяти из десяти лучших регионов России сохранены центры детско-юношеского туризма, а в девяти из десяти худших российских регионов такие центы отсутствуют. Именно Сергей Владимирович отстаивает сейчас сохранение Центра детско-юношеского туризма в Карелии.

Привожу ранее опубликованные (ЦДЧ «Лицей») данные недавней дискуссии по этому поводу: «Директор Центра детско-юношеского туризма Карелии Галина Степанова, завуч Галина Паршукова убеждали, что в случае принятого Правительством Карелии решения об оптимизации учреждения, заниматься массовым туризмом с детьми из районов станет некому. В центре работали 12 специалистов, а в новой структуре будет лишь одна ставка методиста и одна ставка педагога-организатора, ещё одна ставка передаётся из минспорта. По госзаданию в новой структуре остаётся 200 детей, в то время как Центр детско-юношеского туризма в 2018 году, помимо постоянно занимающихся 200 детей, привлёк к массовому туризму 10.029 детей из районов республики, значительно превысив план в 8,5 тысяч».

По поводу ожидаемого бурного развития в Карелии спортивного туризма, разговорами о котором сейчас пытаются загасить скандал с закрытием центра детского туризма, методист Центра детско-юношеского туризма Александр Сивицкий заметил: «Мы создаём центр олимпийского резерва за счет образования – спорт за счёт образования».

Кстати о средствах– поступилопредложение московского спонсора офинансировании центра, которое почти полностью покрывает его годовой бюджет. Вот пример настоящего частно-государственного партнёрства и практической поддержке развития детского туризма.

Почему же отвергаются здравые идеи, игнорируется общественное мнение, заключение профессионального сообщества?

Ответ напрашивается сам – нам пытаются к Новому году подложить большую свинью! Но, мы, налогоплательщики, за чей счёт нам хотят этот подарок преподнести – возражаем! Мы не разделяем решения власти, которая не способна обеспечить наполнение бюджета страны иным способом, чем сокращение расходов на образование. Это заявляет профессиональное сообщество педагогов-путешественников, представителем которого я являюсь.

С Новым годом, коллеги!

 

25 декабря 2018 г.

Комментарии:

Вы можете помочь распространением информаци о нас: просто поделитесь этой ссылкой на своей страничке в соцсетях
 

Оказать помощь

Для поддержки многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов и других малообеспеченных семей требуется хотя бы эпизодическая финансовая помощь, которая будет использована по прямому назначению для реализации наших действующих долгосрочных программ:

 

СМИ о нас

19 июня 2018 года. "Неладно что-то в нашем королевстве". Учительская газета №25. 

29 мая 2018 года. "Собака на сене". Учительская газета №22.

28 июня 2015 года. Онлайн-газета "Вечерняя Москва". Статья "В субботу, 27 июня, в Осташкове на берегу озера Селигер открылся «Дом путешественника» - небольшая, но важная база социального туризма"