Миндель Александр Яковлевич, кандидат педагогических наук, автор и руководитель социального проекта «Дом путешественника» на Селигере, Заслуженный путешественник России
г. Осташков, Тверская область
ДВИЖЕНИЕ СПИНОЙ ВПЕРЁД
Подложить свинью к Новому 2019-му году
Ну почему всё так! Если идти к цели, то обязательно выбирать заведомо неверный способ движения. Мы хотим получить результат или просто обозначить движение?
Все мы хорошо понимаем, что развитие – это действие прямо противоположное уничтожению. Ну почему мы с таким упорством и последовательностью уничтожаем всё созданное поколениями наших родителей, педагогов, учёных, причём, речь идёт о совершенно очевидных достижениях?
Советское образование – гордость страны! Скандинавские страны, известные своей продвинутой социальной политикой, взяли эту модель за основу, а мы бесконечно всё реформируем, явно не для пользы дела. Недавно на канале «Культура» Михаил Швыдкой провёл дискуссию в обсуждение очередного «умного» предложения депутата о реформировании уроков физкультуры в школе. Теперь предлагается в рамках общей сетки часов заниматься ранней специализацией детей по конкретным видам спорта, т.е. вместо общего физического развития заниматься тренировками детей по плаванию, лёгкой атлетике, большому теннису, и даже гольфу. У автора идеи – молодой дамы, депутата мосгордумы, бывшей директрисы московской школы (и как я понял, учительницы физкультуры), нет никакого представления о том, что для реализации её предложения не только нужны квалифицированные тренерские кадры, но и соответствующие условия. Москва – это ещё не вся Россия, в школах которой зачастую даже тёплых туалетов нет, не говоря уже о бассейнах, кортах и крытых манежах. Вот вам, уважаемый читатель, типовой образчик представителя команды школьных директоров Иосифа Калины (московского лидера образования) – молодой карьерист, не имеющий представления о школе и ориентированный только на агрессивную генерацию и публичную демонстрацию пустых идей, дабы обратить на себя внимание и двигаться дальше по лестнице личного успеха.
Программа физической культуры советской школы позволяла не только дать представление учащимся об основных видах спорта (играх, лёгкой атлетике, гимнастике, лыжах, а позднее и классической борьбе для юношей), но и обеспечивала необходимую для развития физическую нагрузку, удовлетворяла детскую потребность в двигательной активности, коллективных действиях, способствовала выявлению способностей к отдельным видам спорта, которые можно было развить в специальных спортшколах. Там, где была возможность – проводились уроки в бассейнах. Браво советской школе! Говорю об этом как учитель физкультуры, много лет проработавший в школе-интернате, водивший детей в походы и сохранивший на всю жизнь добрые отношения со своими воспитанниками. Кстати, один из них в настоящее время успешный владелец фитнес-центра в Москве.
Один из участников дискуссии, очень продвинутый педагог, учитель математики сказал, что, по его мнению, было бы правильней в школе в рамках предмета «Физическая культура» водить детей в походы и организовывать занятия на свежем воздухе. Приветствую такое предложение и перехожу к основной теме статьи.
Сейчас в Карелии, одном из самых популярных туристских регионов России, закрывают Центр детско-юношеского туризма, который является одним из лучших профильных учреждений дополнительного образования страны. Это результат планомерного движения, а точнее курса «спиной вперёд по кругу», определённого нашим правительством и его профильным ведомством. В стране раньше не только в каждом областном центре, но и в крупных городах и даже множестве районов были специализированные центры детско-юношеского туризма, многие из которых имели и свои базы для приёма школьников и свой транспорт, не говоря уже о квалифицированных кадрах. Сейчас в результате оптимизации сохранилась только треть.
Сергей Владимирович Минделевич, член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве России, общепризнанный лидер туристского сообщества (мастер спорта, заслуженный путешественник России), информирует о том, что по общей оценке деятельности (рейтинга) регионов России выявлена следующая закономерность: в девяти из десяти лучших регионов России сохранены центры детско-юношеского туризма, а в девяти из десяти худших российских регионов такие центы отсутствуют. Именно Сергей Владимирович отстаивает сейчас сохранение Центра детско-юношеского туризма в Карелии.
Привожу ранее опубликованные (ЦДЧ «Лицей») данные недавней дискуссии по этому поводу: «Директор Центра детско-юношеского туризма Карелии Галина Степанова, завуч Галина Паршукова убеждали, что в случае принятого Правительством Карелии решения об оптимизации учреждения, заниматься массовым туризмом с детьми из районов станет некому. В центре работали 12 специалистов, а в новой структуре будет лишь одна ставка методиста и одна ставка педагога-организатора, ещё одна ставка передаётся из минспорта. По госзаданию в новой структуре остаётся 200 детей, в то время как Центр детско-юношеского туризма в 2018 году, помимо постоянно занимающихся 200 детей, привлёк к массовому туризму 10.029 детей из районов республики, значительно превысив план в 8,5 тысяч».
По поводу ожидаемого бурного развития в Карелии спортивного туризма, разговорами о котором сейчас пытаются загасить скандал с закрытием центра детского туризма, методист Центра детско-юношеского туризма Александр Сивицкий заметил: «Мы создаём центр олимпийского резерва за счет образования – спорт за счёт образования».
Кстати о средствах– поступилопредложение московского спонсора офинансировании центра, которое почти полностью покрывает его годовой бюджет. Вот пример настоящего частно-государственного партнёрства и практической поддержке развития детского туризма.
Почему же отвергаются здравые идеи, игнорируется общественное мнение, заключение профессионального сообщества?
Ответ напрашивается сам – нам пытаются к Новому году подложить большую свинью! Но, мы, налогоплательщики, за чей счёт нам хотят этот подарок преподнести – возражаем! Мы не разделяем решения власти, которая не способна обеспечить наполнение бюджета страны иным способом, чем сокращение расходов на образование. Это заявляет профессиональное сообщество педагогов-путешественников, представителем которого я являюсь.
С Новым годом, коллеги!
25 декабря 2018 г.
Комментарии: