Дети Селигера

активный семейный отдых

Трагедия, произошедшая в керченском колледже, безусловно, большая беда и, в первую очередь, для родителей погибших и пострадавших детей. Любой здравый человек выражает свое соболезнование и переживает этот трагический случай. Ни о какой спекуляции на этой трагедии не может быть и речи. Но позвольте и мне педагогу с более чем пятидесятилетним стажем, продолжающим работу с детьми уже на общественных началах и по зову сердца, выразить свое мнение, чтобы немного разбавить однообразные интервью многочисленных чиновников, которым все в нашей стране глубоко безразлично.

Вот и мы догнали западный мир и в нашей стране стали происходить  массовые расстрелы в детских учреждениях, о которых мы раньше знали только из зарубежной хроники. Конечно, сейчас начнутся большие административные разборки, наказания, увольнения, усиление надзорных и охранных мер, но это все из серии поиска и наказания «стрелочников». Давайте же посмотрим правде в глаза.

Керченская трагедия закономерный и прогнозируемый результат реформирования отечественного образования малокомпетентными чиновниками, не обладающими профессиональными данными и, практически, не имеющими отношения к нашей стране. Стало общим местом говорить о том, что не может решать вопросы образования и заниматься законотворчеством управленец,  дети которого обучаются за рубежом, имеющий там недвижимость и переправивший за рубеж свои финансы. Бог с ними с чиновниками, которые так вольготно живут в нашей стране под защитой ее Президента.

Давайте разберемся в существе проблемы. Учитель, равно как и охранник и уборщица в образовательном учреждении  стал обслуживающим персоналом. Он  уже не может сделать учащемуся даже уместное замечание, не рискуя получить административное взыскание, претензии родителей, неадекватную реакцию самого учащегося. Воспитание перестало быть не только приоритетом деятельности  образовательного учреждения, но, зачастую вообще не имеет места. Я не принимаю в расчет обязательные  формальные мероприятия, посвященные праздникам, историческим датам или пресловутый термин  «патриотическое воспитание», отчеты о котором стали обязательным административным требованием. Что же остается в компетенции педагога: - преподавание предмета, иногда виртуально, заполнение многочисленных форм электронного учета, обеспечение поборов с родителей на ремонт, оборудование класса, охрану, экскурсии и прочее. Не надо думать и говорить о том, что это не законно. Это имеет реальное место в нашей жизни. Но, учебное время, даже лишенное воспитательного влияния со стороны педагога – это только часть дня. А внеучебное время, как организуется оно? В еще обозримом для нас  советском периоде в Министерстве просвещения России было Управление воспитательной работы, а повсеместно работали внешкольные учреждения, сеть которых постоянно расширялась. Сейчас в результате реформирования и оптимизации таких больше нет. Ребенка воспитывает телевизор и интернет. Инициативный педагог, желающий организовать вторую половину дня, выходные и каникулярное время утонет в оформлении разрешительных документов и возложит на себя непомерный риск ответственности за любые организационные действия. Родители сейчас тоже не на стороне педагога и всемерно разделяют повышенные и, зачастую, избыточные требования к обеспечению детской безопасности. Летом у меня был случай, когда родительница потребовала от педагога расписку, что он принял у нее ребенка для выезда на природу.

Чем же занять себя подростку? Платные коллективы не для всех доступны, творческие и спортивные требуют определенных данных, родители заняты на работе, бабушки и дедушки вынуждены работать, находясь на пенсии. Вот и коротает он время за компьютером или на улице без всякого надзора. Что хуже я не знаю. Дворовые клубы остались в прошлом. Даже в богатой Москве, у которой хватает деньги на праздничные фейерверки, сейчас введена норма оплаты коммунальных расходов общественными клубами по месту жительства, даже тех которые работают на безвозмездной основе с наиболее уязвимыми социальными категориями населения.

Это все предопределяет печальный результат – безнадзорный (или живущий в своем мире) подросток, не занятый делом, не верящий в возможность правильной в классическом понимании жизни, будущей успешной профессиональной реализации, становится потенциально опасным и для своей семьи, и для своих сверстников, и для общества в целом.

Кто в этом виноват – однозначно правящий класс, игнорирующий воспитательные потребности и тенденции общественного развития.

Что делать – вернуть педагогику в образовательные учреждения, перестать их рассматривать как подготовительные курсы к пресловутым ЕГЭ, кардинально пересмотреть требования к труду учителя и педагогическому процессу в целом, всемерно развивать разные формы внеучебной деятельности и содержательного досуга в воспитывающих, в первую очередь, клубных коллективах, вернуть в образовательные учреждения туризм и краеведение, как продуктивную универсальную воспитательную технологию.

Самое главное – перестать, подобно страусам, зарывать голову в песок, не видя, что то, что происходит в отечественном образовании, разрушает страну и лишает будущего ее подростков. Хватит растить  псевдо лидеров и молодых карьеристов, угождающих власти. Пора прекратить делать ставку на талантливых молодых управленцев, освобождая для них места, по праву занимаемые опытными возрастными специалистами. Понимаю, что «не открываю Америку», об этом же публично заявляют признанные авторитетные педагоги и общественные деятели. Я не знаю, как призвать власть к тому, чтобы здравое профессиональное мнение и выражение ответственной гражданской позиции были услышаны и учтены, иначе мы все беззащитны перед угрозой подросткового терроризма.

Комментарии:

Вы можете помочь распространением информаци о нас: просто поделитесь этой ссылкой на своей страничке в соцсетях
 

Оказать помощь

Для поддержки многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов и других малообеспеченных семей требуется хотя бы эпизодическая финансовая помощь, которая будет использована по прямому назначению для реализации наших действующих долгосрочных программ:

 

СМИ о нас

19 июня 2018 года. "Неладно что-то в нашем королевстве". Учительская газета №25. 

29 мая 2018 года. "Собака на сене". Учительская газета №22.

28 июня 2015 года. Онлайн-газета "Вечерняя Москва". Статья "В субботу, 27 июня, в Осташкове на берегу озера Селигер открылся «Дом путешественника» - небольшая, но важная база социального туризма"