Дети Селигера

активный семейный отдых

В популярной туристской литературе 1935 года, издаваемой под эгидой общества «Пролетарский туризм», озеро Селигер было рекомендовано для отдыха трудящихся с описанием некоторых маршрутов, мест рыбалки, экскурсий. В то время хороших автодорог вокруг озера почти не было, в основном грунтовки, так как само озеро и летом и зимой являлось качественной транспортной артерией. Проблемы были только в междусезонную распутицу. Борис Яковлевич Черняк (путешественник и ученый)  вспоминал, что  в составе  молодежной группы туристов в 1957 году на военном «ЗИЛ-157» добирался из Москвы в течение трех дней, разрабатывая маршрут для участников грядущего Фестиваля молодежи и студентов. В это время активно путешествующих было не очень много, в большинстве своем -  это члены туристских коллективов предприятий и клубов туристов или сродни туристам – рыбаки и охотники. Снаряжения тоже было очень мало, да и то, как правило, собственного изготовления. На туристских слетах проводились даже конкурсы туристских самоделок, на которых представлялись, спальные мешки, палатки, байдарки, оборудование для приготовления пищи на костре и др. Федор Конюхов, вспоминая то время, говорил, что тогда серьезные путешествия были действительно подвигом, а сейчас можно использовать любое качественное туристское снаряжение, что их значительно упрощает.

Из Москвы и Санкт-Петербурга (Ленинграда) до города Осташкова (районного центра на берегу озера) можно было добраться на пассажирских поездах (дорога занимала порядка 10-12 часов). По самому озеру ходили пассажирские теплоходики.

Казалось бы, что прогресс подразумевает развитие и в  XXIвеке популярный туристский район должны соединять с двумя столицами скоростные железнодорожные линии.  Вероятно, так представляли себе будущее туристы середины прошлого века. Вряд ли бы они поверили, что железнодорожные рельсы будут просто ржаветь из-за почти полного отсутствия поездов.

Однако, как говорят: «Нет худа, без добра», а поэтому стали  популярными самодеятельные автопутешествия. Конечно, дороги российской глубинки позволяют путешествовать только на внедорожниках, а уж жилые трейлеры требуют особой доработки, иначе просто развалятся на первых же километрах. Тем не менее, самодеятельный туризм развивается. Однако извечная беда России не только дороги, но и дураки.  Именно они запретили использовать валежник и сухостой для приготовления пищи на костре, так за регламентировали детский туризм и активный отдых, что он на грани исторического исчезновения, как вид.

Фотографии активных самодеятельных путешествий с детьми скоро будут размещать в учебниках истории рядом с рисунками стоянок  скифов.

К сожалению, не может больше школьный учитель собрать своих учеников и вывести на маршрут похода выходного дня. И причиной тому,  не только косность системы образования (в Москве требуется оформить более тридцати документов для такого выхода за пределы школьной территории). Имеет место и позиция большинства родителей учащихся, согласных с неразумными и явно избыточными требованиями к обеспечению безопасности детей, да и сами дети больше интересуются тусовками и выездами в пансионаты, чем отдыхом на природе.

Как же выглядит самодеятельный туризм сегодня?  Клубов туристов и других официальных общественных объединений путешественников осталось очень мало. Как то еще держаться федерации спортивного туризма, но и в самом спортивном туризме произошли необратимые  изменения. Теперь совсем не обязательно путешествовать в классическом понимании этого термина. Можно продемонстрировать  на соревнованиях по технике туризма свои навыки, и ты уже спортсмен разрядник и даже мастер спорта по туризму. Ну, да Бог с ними, со спортивными нормативами. Ими далеко не все одержимы. Поставим  вопрос - можно ли сейчас самостийно выйти на туристский маршрут, организовать активный отдых на природе самостоятельно или в микроколлективе?

Оставим в стороне тех, кто связывает с понятием отдых на природе шашлыки, пьянки, гонки на гидро и квадроциклах, дорогих катерах и яхтах без парусов, стрельбу в лесу по бутылкам, ненормативную лексику, громкую музыку, фейерверки, вылов рыбы сетями и прочие «достижения современной массовой  культуры отдыха на природе». Бог им судья, ведь другого судьи просто нет.

К счастью, пока еще доступны и возможны путешествия на автомобилях и тому подтверждение - множество клубных объединений любителей внедорожных путешествий, грамотно организующих свои мероприятия, не уступающие по сложности спортивным.

Можно пройтись по рекам, водохранилищам, большим озерам и даже морям на собственных яхтах, катамаранах и других судах. Своей семьей или объединением нескольких семей организовать отдых в палаточном лагере, правда, рискуя оказаться объектом внимания различных фискальных и других контрольных служб, усматривающих в такой форме отдыха, «услугу, не отвечающую требованиям СаНПиНа». В обществе, в котором доминирует потребление, а не производство и циркуляры, превалирующие над здравым смыслом – это вполне возможно. Вероятно, не далеко то время, когда каждая домохозяйка обязана будет иметь медицинскую книжку. «Умом Россию (а точнее логику ее чиновников) не понять!» Тем не менее, самодеятельный туризм – жив и в настоящее время.      

Что надо знать сегодняшнему самодеятельному путешественнику?

В первую очередь, понимать меру собственной ответственности за свое мероприятие, здраво оценить степень риска, проинформировать в заявительном порядке местные власти и службы МЧС,  возможно, приобрести страховку. Конечно, важно грамотно спланировать свой маршрут, подготовить необходимое снаряжение, продукты, аптечку первой доврачебной помощи, средства связи, возможного ремонта снаряжения и техники. Целесообразно взять с собой фото и киноаппаратуру, может не оказаться лишним и оружие, зарегистрированное в установленном порядке.

Краеведческая составляющая и экскурсионные объекты являются важными для любого правильно организованного путешествия.

К сожалению, в нашей стране не развита сеть национальных туристских маршрутов,  нет разумного регламента национальных парков и заповедников. Как правило, такая регламентация сводиться к банальному сбору средств, запретам и навязыванию услуг. Поэтому желательно, организуя самодеятельные путешествия, постараться выдержать максимально автономные условия самообеспечения, например, газовые горелки, запас питьевой воды, продуктов, освещение и др. Если есть возможность обеспечить ночлег в транспортном средстве (катере, яхте, автомобиле, жилом трейлере и пр.) – это только повысит вашу автономность.

Безусловно, требуется обеспечение особой безопасности при организации движения и ночлегов. В автопутешествиях для ночлегов можно использовать охраняемые стоянки, кэмпинги, или, наоборот уединенные, скрытые от чужих глаз площадки. При этом для движения по лесу следует использовать уже «проложенные» дороги, не накатывая новых следов от колес. При движении по воде ночлег организуется у берега, на берегу или на открытой воде (обеспечив возможную защиту от ветра, управляемый дрейф с вахтенными или  стоянку на якоре с габаритными огнями).

Не зависимо от района путешествий и условий его организации обязательным условием для любого уважающего себя путешественника является уборка мусора, соблюдение противопожарной безопасности, выполнение общих правил охраны природы и культурного поведения.

Ни один даже самый автономный путешественник не может считать себя свободным абсолютно и на него распространяются установленные требования для участников движения по автодорогам, водным путям, пребывания в лесу и др. Поэтому все представители государственных структур, в первую очередь МВД и МЧС, органов общественного самоуправления  должны восприниматься адекватно.

В чем очевидный особый интерес и смысл организации самодеятельных путешествий:

  • свобода выбора маршрута, сроков, подбора команды;
  • возможность оптимизации материальных затрат;
  • условная независимость от неразумных нормативных требований, регламентирующий отдых организованных групп.

Пока есть возможность самодеятельных путешествий у детского-юношеского и семейного туризма есть будущее, а у наших детей по-настоящему изучить свою Родину и стать достойными ее гражданами.

 

Комментарии:

Вы можете помочь распространением информаци о нас: просто поделитесь этой ссылкой на своей страничке в соцсетях
 

Оказать помощь

Для поддержки многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов и других малообеспеченных семей требуется хотя бы эпизодическая финансовая помощь, которая будет использована по прямому назначению для реализации наших действующих долгосрочных программ:

 

СМИ о нас

19 июня 2018 года. "Неладно что-то в нашем королевстве". Учительская газета №25. 

29 мая 2018 года. "Собака на сене". Учительская газета №22.

28 июня 2015 года. Онлайн-газета "Вечерняя Москва". Статья "В субботу, 27 июня, в Осташкове на берегу озера Селигер открылся «Дом путешественника» - небольшая, но важная база социального туризма"