Данная статья является реакций очень уважаемого в детском туризме специалиста В.В.Казанцева и рассматривает этот вопрос более детально и профессионально. Вообще хотелось бы посетителей нашего сайта пригласить к диалогу по вопросам, которые нас всех волнуют. Мы не ставим задачей огульную критику всех известных бед нашего времени. Речь идет о выработке профессионального подхода к очевидным проблемам развития (или умирания) детско-юношеского туризма, который для нас дело жизненного интереса, профессиональной самореализации и выполнения социальной миссии педагогов-путешественников. Желаю всем нам успеха!
«Чтоб тебе жить в эпоху перемен!»
Древнее китайское проклятие
"Вспоминаю, как одна из авторитетнейших, достаточно известных, руководителей столичных образовательных учреждений – директор крупнейшего столичного Дворца творчества детей и молодёжи, волевая, властная женщина с большим опытом административной работы, с большими связями в системе образования надменно спросила членов общественного Координационного совета по детско-юношескому туризму одного из округов Москвы:
- А не слишком ли Вы много взяли на себя прав?
- В меру своей ответственности, – скромно, но твёрдо ответил руководитель Координационного совета.
А один из присутствовавших на совещании КС руководителей детского туристского коллектива, также хорошо известный в округе педагог-водник, тут же с вызовом в голосе напористо спросил директора Дворца:
- А зачем вы, директора образовательных учреждений, нужны нам, руководителям детских туристских походов? Объясните, пожалуйста, зачем Вы нам нужны?!
Педагог передохнул и продолжил:
- Может быть, вы, директора, обеспечиваете безопасность наших походов с детьми? Нет, её обеспечиваем мы. Может быть, вы организуете детей для их участия в походе? Нет, этим занимаемся мы. Может быть, вы достойно оплачиваете наш нелёгкий труд в походах? Нет, мы ходим в походы на энтузиазме и часто – вопреки вашему желанию. Возможно, вы создаёте условия для подготовки и проведения похода? Нет, никаких условий вы не создаёте. Возможно, вы решаете на маршруте проблемы каждого ребёнка, который вышел на тропу? Нет, это опять-таки делаем мы. Может быть, вы снаряжением нас обеспечиваете? Да нет, давно прошло это время – мы сами себя обеспечиваем снаряжением. Может быть, вы обеспечиваете образовательный процесс нашего туристского дела или обеспечиваете его образовательные результаты? Опять же нет, мы сами пишем наши профильные образовательные программы, сами создаём к ним всё необходимое нам методическое обеспечение и сами реализуем эти программы. Может быть, хоть раз в своей жизни вы вышли с нами и с детьми на тропу, накинув на свои немощные плечи туристские рюкзаки? Да нет же, Вы проводите своё свободное время на даче, в санатории или на курорте… Так зачем Вы нам нужны, живущие в ином мире, директора образовательных учреждений?
Неожиданный напористый голос в требовательно-вопросительной тональности ввёл знатного директора в ступор, у него отвисла челюсть, и ответа не последовало, настолько неожиданным для неё оказался смелый вопрос. Промолчал и второй директор профильного, когда-то знаменитого, центра детского туризма…
Но самое печальное в этой истории, это то, что и мы – руководители детских походов вместе с нашими детьми – не нужны директорам образовательных учреждений (за редким исключением). Кто кому более не нужен – вот одиозный вопрос сегодняшнего дня в детском туризме!
Этот приведённый мною эпизод – реальный, из нашей педагогической жизни, случился он несколько лет назад на совещании Координационного совета округа, где присутствовали два директора двух учреждений дополнительного образования детей – ведущих учреждений в сфере ДЮТ, но эпизод этот при всей его неожиданности – не был случайным, одиозным мироощущением строптивого педагога-одиночки. Этот эпизод и этот вопрос стали символом подвижек в мировосприятии современных педагогов-путешественников, которые жили и живут не по указке сверху, а по велению своей головы, образования, опыта, культуры и совести…
* * *
Да уж, современный государственный образовательный детский туризм представляет собой ныне жалкое зрелище добровольно-принудительного союза жадных, ориентированных на финансовые результаты чиновников и педагогов-неудачников, педагогов-приспособленцев – с одной стороны и, что печальнее всего, с другой стороны, – ярких, талантливых, честных, блестяще образованных, искренне любящих детей, дорогу и Родину, педагогов – не имеющих возможностей и сил пойти иным путём… Скрытая конфликтная ситуация, как говорят, налицо… Она – на лице и тех и других, её не скроешь гримом призывов, постановлений, решений и прочих оптимистичных фразеологических оборотов современных «координационных советов по развитию ДЮТ», будь они при каком-либо департаменте, при каком-либо министерстве или даже при единственном всемогущем и всемогущим Правительстве РФ, ибо последнее – всё может, но не всё хочет…
Но жизнь не стоит на месте. В период перемен складываются альтернативные формы жития (или, как говорят чиновники – «развития» детского туризма). Этих форм – множество, остановимся только на трёх основных в порядке их, на наш взгляд, значимости (что вовсе не отражает соответствующую количественную характеристику поклонников и приверженцев этих форм).
Первая – это так называемый условно «серый» образовательный туризм, назовём эту форму условно самодеятельной (сам термин – старинный, устойчивый, сопровождавший наш советский туризм и отражавшей его сущность). Педагоги-руководители в рамках собственной инициативы в своё свободное время (в период отгулов или в свой собственный, достаточно продолжительный, отпуск) по договорённости с родителями отправляются в поход с детьми на свой страх и риск. При этом надо отметить – эта «серая» форма имеет свои очень значимые «оттенки», от предельно светлых тонов до откровенной «чернухи», и тема «оттенков» – это тема отдельной статьи, слишком тонки и разнообразны световые нюансы. Скажем лишь, что педагоги этой категории не только удовлетворяют собственные интересы и амбиции, но и занимаются любимым делом, стараясь максимально приблизиться к цивилизованным способам организации детских походов, например, они это делают в рамках специализированных детских НКО, оформляя походы в альтернативных МКК, направляя уведомления в ПСС МЧС и выполняя ряд иных установочных нормативных требований, сложившихся в практике ДЮТ. (Под альтернативными МКК мы понимаем любые МКК вне системы МКК Минобрнауки РФ – вообще и в особенности – вне системы МКК МосгорСЮТур, в которой до сегодняшнего дня даже не догадываются, что МКК создаются не «для» образовательных учреждений, а «при» образовательных учреждениях и не при одном единственном МосгорСЮТур, а при многих ОУ – в меру потребности и необходимости этих МКК на местах (см. «Положение о МосгорМКК для образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования г. Москвы», январь 2017 г., – совершенно невежественный «новейший» чиновничий «документ» с набором, как самопальных деструктивных фраз, так и типовых фраз, вырванных из нормативных текстов ФСТ; «документ», призванный запретить работу любых окружных МКК, «документ» возводящий мосгорМКК в ранг единственной и неповторимой в детском туризме Москвы). Но и здесь есть выход; к примеру, уже много лет действует альтернативная детская МКК дуэта Дмитрия и Матвея Шпаро, созданная при общественном клубе «Большое Приключение» (а не при ОУ «Лабаратория путешествий»), которая получает полномочия не в образовательной структуре, а непосредственно в МКК ФСТ-ОТМ, т.е. в московском горклубе туристов (ГЦТК г. Москвы) у Н.М. Рязанцева. Надеюсь, в дальнейшем, этому примеру последуют и иные организации, активно и на должном уровне занимающиеся организацией детских походов, хотя никто не запрещает оформлять любой детский поход в любом «взрослом» МКК, если этот поход проводится вне рамок нашей закостенелой образовательной системы.
Вторая по значимости форма – это коммерческая. Она всё более захватывает рынок услуг в сфере детского отдыха и «экскурсионки», куда, собственно и попадают, в том числе, и детские походы – придатком «до кучи». Всё бы ничего, если бы не два фактора. Первый – детские «туры» организуются фирмами за деньги, порой, весьма приличные, а, стало быть, они не всем доступны; они недоступны, в первую очередь, как раз для тех гиперактивных «детей улицы», которые в большей степени являются потенциальными участниками походов в сравнении с «домашними» ребятишками. Второй фактор – крайне низкая квалификация так называемых «инструкторов», которые организуют прохождение детскими группами маршрутов. Этих так называемых инструкторов нигде и ни чему не учат, ибо советская система подготовки общественных туристских кадров вырублена под корень; не занимаются этим и в педвузах… Чем порой заканчивается такая деятельность фирм и подобных «инструкторов» – показал недавний случай массовой гибели детей в водном походе на Сям-озере. Услугами МКК коммерческие фирмы, как правило, не пользуются вообще – для них это «лишнее звено» в их сфере вылущивания прибылей… Золотое соотношение «цена/качество» в целом в сфере коммерческих детских походов пока не выстраивается ни в пользу цены, ни в пользу качества, за некоторым исключением, разумеется. Но есть маяк, который указывает путь и в этой сфере…
И, наконец, третья форма организации ДЮТ, отнюдь не самая малочисленная, не смотря на декларируемую её нынешнюю недееспособность, – это ДЮТ в системе Минобрнауки РФ, т.е. образовательно-государственная – та самая легендарная форма организации ДЮТ, которая сложилась вместе со становлением страны Советов в 20-м веке и достигла небывалых высот, как в массовости детско-юношеского туристско-краеведческого движения, так и в образовательных результатах этой формы её организации. Причём в рамках этой формы развития ДЮТ очень органично и естественно сочетались как самодеятельная её составляющая (полная инициатива педагога, значительная степень его автономности в области организации всего походного цикла, относительная свобода в выборе воспитательно-образовательных средств детского туризма и др.), так собственно и сама государственная составляющая (юридическая нормативность, регламенты и нормативы, финансовая поддержка ДЮТ государством и др.) В этом и была та неизменная «изюминка» привлекательности и притягательности в деятельности педагога-путешественника.
Что происходит ныне? Да ничего неожиданного, просто из этой уникальной формы детского государственного образовательного туризма чиновники соляной кислотой начали выжигать и выжигают ныне самодеятельную составляющую ДЮТ, канонизируя её государственную составляющую, в которой в центре внимания – не столько дети, педагоги, родители, сколько финансовая составляющая и «установочная политика» закулисных правителей. А, как известно, всё, что канонизируется, быстро ветшает и отмирает, что собственно мы и наблюдаем… И мы уже не видим ничего страшного в тех закономерностях состояния современного детского туризма, которые бьют по головам, по сердцам и по инициативам современных руководителей детских походов и организаторов детского туризма. То вводились САНПиНы, в которых у туристской группы должны на кухне присутствовать 11 разделочных досок, то ныне для детских туристских палаточных лагерей пытаются навязать наличие образовательной лицензии… Перечень химер можно перечислять десятками…
Если бы я, как когда-то, 40 лет назад, вновь бы начал заниматься организацией детских походов, то, несомненно, я бы ушёл в «серые» его схемы, оставаясь при этом законопослушным гражданином своей страны. Педагоги-путешественники (я имею в виду их большую часть) – это пульсирующие талантливые люди с ярко выраженными лидерскими качествами и навыками. Уважаемые господа чиновники, разве сможете Вы заставить «плясать» таких людей – лучших людей страны – под свою меркантильную дудочку? Это априори нереально. Вот почему растёт «серый» сектор организации ДЮТ на основе самодеятельности, инициативы и полной творческой свободы самовыражения, как педагога-путешественника, так и всего детского коллектива, им возглавляемого. И только деньги – та узда, которая всё ещё удерживает педагогов в хомуте государственного гнёта, возникшего в связи с замещением педагогического профессионализма – менеджерской коммерциализацией; только деньги – та подпитка, которая, по традиции, по необходимости, по безысходности или по лени её получателя, рабски тащит его полуразбитую телегу по безрадостным ухабам современного российского образования вообще и по болоту современного государственного детского образовательного туризма – в частности.
Хотелось бы провести эксперимент – предложить пока ещё востребованному, но уже не столь популярному как в прошлом веке Первенству Москвы по детскому туризму не выплачивать субсидии на походы его участников… Сколько бы осталось участников этого Первенства? Вопрос – столь же провокационный, сколь и риторический. А потому оставим этот вопрос без ответа. Здесь же отметим лишь, что когда чиновники пару лет назад запретили проведение своего окружного Первенства (ВАО) по детскому туризму, то лишь три-четыре педагога «перебрались» в городское Первенство Москвы, многие остальные педагоги либо вообще ушли из детского туризма, либо предпочли его «серые схемы», без денежной дотации, но зато и без чиновничьего деспотизма, произвола и некомпетентности.
Скажу честно, ещё несколько лет назад я мог бы как человек, занимавшийся долгие годы организацией детского туризма в рамках системы школьного образования целого округа г. Москвы, как председатель окружной МКК, осудить (в смысле – не одобрить) педагога, ушедшего с детьми в поход по «серой» схеме (в своё свободное, отпускное, время; без приказа образовательного учреждения, без оформления в МКК в рамках системы минобр-а и т.д. и т.п., т.е. – без оформления полусотни всяческих бумаг и поклонов перед десятком-другим чиновников от образования), то сегодня я не только не готов это сделать – я готов сам стать таким педагогом, если бы пришлось повторить тот путь, который я уже прошёл.
Это не есть революционный путь – это есть долгий путь эволюции от несвободы и рабской зависимости от прогнивающего или процветающего (смотря по критерию оценки) чиновничьего сообщества – к раскованности и активизации лучших творческих начал и инициатив нового поколения педагогов-путешественников. Таких педагогов я вижу, я их знаю, и я желаю им удачи! Они – живут и действуют в первой сфере «серых» схем организации ДЮТ. И я желаю им такого пути, при котором эти «серые» схемы обретут свои белые полностью легитимные и передовые инновационные алгоритмы проведения походов с детьми, в которых давление чиновников и государства не будет всеобъемлющим, непомерным и некомпетентным. При этом я не призываю отказываться от помощи и финансовой поддержки нашего родного государства – я призываю к тому, чтобы государство в лице системы Минобрнауки РФ служило родителям, педагогам и детям, а не дети, педагоги и родители служили государству в лице его разнузданных, некомпетентных и финансово озабоченных чиновников…
12 февраля 2017 г."
Комментарии: