Грустные размышления педагога старой школы, посетившего родительское собрание в современном лицее
По-моему, машину времени уже изобрели, иначе как объяснить мое реальное перемещение в другую эпоху в самый центр города Москвы, в современное учебное заведение – многопрофильный лицей и 2016 год. Ведь я в нем - пришелец из второй половины двадцатого века из шумных дворов с играющей детворой, живущей в бараках и коммунальных квартирах, из школы с авторитетными и уважаемыми родителями учащихся педагогами, мечтающий о будущем благополучии и гордый за свое Отчество.
Я помню маму, возвратившуюся со школьного родительского собрания и рассказывающую о моих просчетах и достижениях, о том, на какие предметы я должен подналечь, какие поведенческие проблемы устранить. И ее резюме: «Учись сынок, это тебе очень пригодиться в жизни, да и мы очень надеемся и рассчитываем на тебя!». Родителям помешала война, а вот их дети должны обязательно получить образование и реализовать их несостоявшиеся мечты. Да и у меня не было сомнений, что любой успех (термин «карьера» использовался в наше время только с негативным подтекстом) может быть обеспечен только как результат хорошей учебы в школе и ВУЗе, добросовестной работы с проявлением достойных человеческих качеств. Школа в солидарном взаимодействии с родителями нас воспитывала, формировала наше мировоззрение, и мы ей доверяли…
Но, это в прошлой эпохе, а сейчас в XXIвеке на двухчасовом собрании родителей девятиклассников: - дружные претензии со стороны родителей к учителям и администрации, что требуют однообразную форму и не разрешают приходить в джинсах и футболках, что наказывают за систематические опоздания (все высказывается с откровенным неуважением к педагогам), калейдоскоп учителей-предметников (кстати, высококвалифицированных специалистов в своей области знаний), излагающих требования для успешной подготовки к экзаменам с постоянными ссылками на электронный формат общения и контроля за посещаемостью. Только успевай записывать коды доступа и порядок электронной записи в предметные кружки. Разговор оживился, когда классный руководитель заговорил о возможных поездках в каникулы. Родители дружно потребовали поездки-тусовки в другие города (лишь бы подальше от дома, якобы так хотят их дети). При этом никакого обсуждения - зачем едут, что хотят увидеть, как будут жить в другом городе. Да и зачем это обсуждать – ведь все будет на ответственности турагентства. И за два часа ни одного слова о воспитании, никакого анализа поведения и социально-общественных проявлений учащихся, педагогических советов. И еще одно обстоятельство. Учитель информатики выразил свое личное мнение, что урок проходит продуктивней, когда дети пользуются обычными учебниками, а не электронными, мотивируя это тем, что гаджеты провоцируют учащихся на уроках отвлекаться на общение в соцсетях. Бедняга! Что ему пришлось выслушать – что дети и так перегружены, что им тяжело таскать учебники, что это не современно и т.д. и т.п. А ведь педагог, по сути, изложил свою точку зрения на повышение качества урока, но большинство родителей не поняли вообще, о чем тот говорит.
Для меня все это удивительно. Может быть, это потому, что я не родитель, а дедушка? Родители современных четырнадцати-пятнадцати летних лицеистов сами учились в школах, которые уже не воспитывали, а готовили к достижению карьеры любыми средствами. Никаких установок на коллективизм и дружбу – только личное лидерство и конкуренция с поставленными во главу угла достижением личного успеха и личной выгоды, без всяких отвлечений на интересы государства и общества. Вот и получили закономерный результат. Дети и родители теперь сами определяют - какой предмет изучать, а какой оставить без внимания, лучше оставить в школе самый минимум, чтобы можно было проводить основное время в виртуальных социальных сетях и на реальных тусовках...
Нет, дорогие, скорее назад в прошлое! В шестидесятые годы мне довелось встретиться с итальянским писателем Джанни Родари, посетившим Москву. Все произошло случайно. Нас двенадцатилетних мальчишек на выходе из спортивного павильона открытого бассейна «Москва» остановили два благообразных человека, представились и попросили разрешения побеседовать. Это были Джанни Родари и сопровождающий его переводчик. Писателя интересовало, знают ли его произведения в России, о чем он нас и спросил. После некоторой паузы назвали «Приключения Чиполлино», все с удовольствием смотрели одноименный мультфильм. А мне очень понравилась его книга «Дженсольмино в стране лжецов», которую незадолго до встречи я получил в подарок от своей тети. Не думал я тогда, что сам когда-нибудь попаду в эту страну, хотя и мечтал о разных путешествиях. Писатель Джанни Родари был другом нашей страны с прокоммунистическими убеждениями, а потому в своих произведениях обращал детское внимание на несправедливость капиталистического строя, ущемление людей труда. Это шло лейтмотивом и в «Приключениях Чиполлино», и в моей настольной книге о Дженсольмино, жившем в стране, которой управляли лжецы. Суть в следующем: - чтобы иностранные гости не испытывали негатива к этой стране, правительство решило изменить значение слов на противоположное. Например, слово «хороший», стало обозначать «плохой», «тяжело» - «легко» и т.д. Таким образом, в беседе с иностранцем житель страны лжецов, если бы захотел сказать, что ему тяжело живется в несправедливой стране, то выразил бы свою мысль так: «Мне легко живется в справедливой стране». А значит, не подорвал бы авторитета страны.
Мне кажется, что я опять перенесен во времени и пространстве в сказочную страну лжецов и, к сожалению, никак не могу вернуться в свое время. Этот двойной смыл произносимых на самом высшем уровне слов, двойная мораль и привела нас к тому, что мы потерлись в этом словоблудии, поверили в то, что белое это черное и перестали этому противиться. Получается, что прав Герман Греф, который публично заявил, что образование это вредно, оно провоцирует потребность к анализу, здравой оценке ситуации, неприятию общественной и социальной несправедливости. Вот не был бы я обучен грамоте, не прочитал бы книгу Джанни Родари» и не возникло бы в моем сознании никаких ассоциаций.
А потому не следует удивляться деградации современной школы, для нее сформулирован совершенно новый социальный заказ – давай необразованных, асоциальных потребителей и бессовестных социальных иждивенцев. Именно они обеспечат успех на любых выборах, говоря языком Джанни Родари лучшей и самой справедливой партии.
Человек из прошлого.
Комментарии: