Дети Селигера

активный семейный отдых

Главный  парадокс – жить стало лучше, а жить  некому, да уже и некогда…

Известная китайская мудрость о тяжести времени перемен  реально осознается только очевидцами этого самого времени, коими и является моё поколение. Былые детские представления о революции семнадцатого года, юношеский романтизм и сожаления о том, что не жил в то время, подвергаются переоценке и переосмыслению. Не буду погружаться в оценку   революции, которая была более ста лет назад, и последующих семидесяти лет советского периода.  Вряд ли я смогу быть объективным – ведь жизнь в СССР -  это счастливое время моей молодости, профессионального становления, путешествий. Вспоминаю моё удивление от беседы старого большевика с пионерами, и их вопрос  о том, какое время лучшее в его жизни – до или после революционное? Дети ожидали, что он начнет восхвалять революционные перемены, а он с загоревшимися глазами стал расхваливать время до революции. Удивленным детям он дал простое объяснение: «Молодой я был до революции, девушки меня любили…».

Вот и я в советское время был молодым. И никакие трудности быта  простой рабочей семьи  и ограниченный достаток в послевоенное время, скромная одежда и питание совершенно не воспринимались как беда и лишения. Ведь так жили все мои сверстники и у нас были свои радости игр во дворе, общения с друзьями, походов, мечтаний о будущей счастливой и успешной взрослой жизни. При этом карьера совершенно не имелась ввиду.  

Ну, вот и дожили до седых волос, выросли дети, стали взрослыми внуки, давно в ином мире родители, да и многие из сверстников. Сын навещает при возможности – у него свой клуб «Любителей внедорожных путешествий», свой раскрученный блог, красивые маршруты. Жена взяла на себя все заботы о нашем московском клубе на Вешняковской. Живи и радуйся – не жизнь, а санаторий!  О чём же думается сейчас? Когда я рассуждаю о своей  жизни и даю публичную оценку дней сегодняшних, многие из моих друзей-товарищей не понимают, чем я не доволен. И действительно  - грех жаловаться. Здоровье, слава Богу, соответственно возрасту, живём в своем доме на берегу Селигера, давно оставив столицу. Во дворе - яхта,  катер, машины,  мотоцикл, полно туристского барахла, байдарки.

За новым домом небольшой сад-огород, но он на попечении жены. У старого дома красивый цветник – его взращивает жена. Мог ли я в двадцать лет, имея один костюм и одну пару обуви, думать о том, что буду обладателем всего этого? Вряд ли! Конечно, и сейчас все скромно. Дом не очень большой, автомобили старые, мотоцикл вообще «Ретро». Это далеко не престижный  загородный коттедж с высоким кованным забором и дорогими иномарками во дворе. Живём на мою пенсию и небольшую зарплату жены, нас всё вполне устраивает и мы этому очень рады. Делаем, что можем – восстанавливаем старый дом, оборудуя его под приют для любителей путешествий-инвалидов. Ремонтируем технику и яхту, летом организуем совместный семейный отдых на природе на условиях самоорганизации, самообслуживания и самообеспечения.  Думаю,  что нам есть что делать и чем гордиться. Что же занимает мысли?

Сорок-пятьдесят лет назад, приезжая со школьными группами на Селигер, мы свободно путешествовали по озеру, ночевали в красивых местах. Таких как мы было много. Справедливости ради стоит отметить, что и тогда не так просто было согласовать с чиновниками  место на берегу для туристского лагеря. Да – не просто, но возможно. А сейчас все берега заняты новыми хозяевами жизни – депутатами, богатыми чиновниками, бизнесменами, бандитами или находятся в ведении религиозных организаций. Захват берегов бесстыдно продолжается при покровительстве местных и региональных властей. Леса  бесконтрольно вырубаются и вывозятся. Город Осташков – столица Селигерского края выглядит как после бомбёжки. Множество полуразваленных  нежилых двухэтажных домов. Конечно, что-то делается – асфальтируются улицы, правда, с перманентным ежегодным ремонтом, появились тротуары, стоившие громадных денег. Канул в лету рыбзавод, бывший одним из градообразующих предприятий, на ладан дышит и кожзавод. Зато в городе множество магазинов с постоянными вакансиями продавцов.

Больница отремонтирована, но местные жители предпочитают обращаться в платные медучреждения, а оперироваться вынуждены выезжать в региональный центр или столицы. Средняя зарплата 15-20 тысяч рублей. При этом в округе множество богатеев, содержащих гостевые дома, предлагаются услуги частного извоза, прогулок на катерах и даже полетов на моторных дельтопланах. Идет бойкая торговля копченой рыбой, отнюдь не Селигерской. Чудом сохранились автопредприятия (пассажирское и спецтехники). Развита сеть частных автосервисов. Появились частные лесопилки. Есть и мелкий бизнес – ремонт бытовой техники, пошив одежды, торговля на рынке излишками заготовок грибов, ягод, свежей рыбы. Вот так и живет российская глубинка. В общем, живёт и это главное. Если сравнивать уровень жизни в Осташкове с советским периодом – то стало несравненно лучше. В магазинах мясо, рыба, множество других продуктов, которые магазины Осташкова семидесятых просто не видели. Много иномарок, дорогих катеров. Но, при этом количество населения кратно уменьшилось, количество учащихся сократилось. Молодежь безвозвратно покидает город для получения высшего образования.  Парадокс – жить стало лучше, а жить некому! Не считая чиновников разных уровней. Здесь всё нормально! Глава администрации не чает дождаться пенсии, поэтому осторожен, на добрую инициативу с мест никакой реакции. В аппарате управления - жены предпринимателей, крышующие бизнес своих мужей. Главный принцип – угодить региональной власти и пустить с молотка все, на что есть спрос – берега, лес, землю и др.

При этом и среди людей чиновных есть  порядочные, добрые, честные и добросовестные. Это очередной парадокс – они не должны быть такими, но они есть и в этом наше счастье.

Почему у нас мало меценатов? Обладание богатством – дело сложное. Существует одно непреложное качество, которым должен обладать будущий богатей – это финансовый эгоизм. Это значит, что начинающий бизнесмен должен себя заставить пренебрегать интересами других людей, партнёров по бизнесу, даже друзей. Иными словами, надо научиться  ни с кем не делиться и присваивать всю прибыль себе любым способом (обманом, воровством, скрытыми махинациями). Это сложно людям с советским воспитанием, это сложно для людей увлеченных делом и вкладывающим все средства в его развитие, благотворительность, помощь нуждающимся родным, близким, друзьям. Такие люди, как правило, прогорают или становятся жертвами подлости и обмана. А вот другие накапливают средства, присваивают себе прибыль и пр. и достигают финансового успеха. Конечно, такому успеху способствуют и связи с себе подобными, пренебрежение правилами морали, стремление к карьере любой ценой, выгодные брачные союзы и пр. Поэтому совершенно понятно и закономерно, что такие люди,  достигнув финансового благополучия, априори не способны делиться. А благотворительность – это  есть процесс добровольного отказа от личных средств для добрых дел. При этом многие из таких людей жертвуют огромные средства по приказу вышестоящих, широко  афишируя свои действия. Всё просто. Но очередной парадокс – и среди людей обеспеченных встречаются чистые души. Редко, но бывают случаи, когда такие люди перечисляют средства детским домам, поддерживают воюющих за Россию, помогают нуждающимся. И совсем редки случаи, когда богачи строят больницы, но есть и такие примеры и мы узнаем о них из Интернета.

Вот некоторые фрагменты моих мыслей, которыми я делюсь с друзьями-товарищами.

Честь имею!

Комментарии:

Вы можете помочь распространением информаци о нас: просто поделитесь этой ссылкой на своей страничке в соцсетях
 

Оказать помощь

Для поддержки многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов и других малообеспеченных семей требуется хотя бы эпизодическая финансовая помощь, которая будет использована по прямому назначению для реализации наших действующих долгосрочных программ:

 

СМИ о нас

19 июня 2018 года. "Неладно что-то в нашем королевстве". Учительская газета №25. 

29 мая 2018 года. "Собака на сене". Учительская газета №22.

28 июня 2015 года. Онлайн-газета "Вечерняя Москва". Статья "В субботу, 27 июня, в Осташкове на берегу озера Селигер открылся «Дом путешественника» - небольшая, но важная база социального туризма"