Дети Селигера

активный семейный отдых

Много ли мы знаем о людях в колясках, в темных очках с белыми тросточками в руках, изъясняющимися на жестовом языке? Думаю, что не очень. При этом, мы постоянно слышим разговоры по телевизору о доступной среде, которая, к сожалению, далеко не везде имеет место быть, и это не смотря на  громкие заявления  чиновников об успешном выполнении федеральной целевой программы. А знаете ли Вы, уважаемый читатель, об  умных домах, идеально приспособленных для жизни маломобильных граждан? Только вот нет в довольно широком кругу моего общения счастливцев, живущих в таких домах. Иногда видим на телеэкране публичные примеры успешной карьеры людей с ограниченными возможностями здоровья, достигших значительных результатов - это правда, и такие люди есть даже  в кругу моего близкого общения. Тем не менее, я не могу вспомнить за свою более, чем сорокалетнюю трудовую биографию, чтобы работал в одном учреждении с маломобильными коллегами. Правда, еще двадцать лет назад о людях с ограниченными возможностями публично не говорили вообще. При этом рядовой обыватель знал, что есть специальные предприятия, на которых работают незрячие, что в пятидесятые годы были кустарные производства, где также  работали инвалиды войны. Была специальная программа по подготовке специалистов по ремонту часов из числа инвалидов-опорников. Позднее, перед фестивалем молодежи и студентов 1957 года инвалиды войны исчезли с улиц больших городов, и их судьбой общественность не сильно интересовалась...

В пост перестроечное время ситуация изменилась. Мы узнали, например, что один из ведущих ВУЗов страны, как его называли «Бауманский», с тридцатых годов обучает студентов с нарушениями слуха, причем по очень востребованным инженерным специальностям. В начале двухтысячных московские колледжи открыли свои двери для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и появились даже выдающиеся в этой сфере образовательные учреждения. Эта проблематика сопровождалась специализированной научной лабораторией НИИ развития профессионального образования (было и такое научное учреждение Москве). В это же время в Московском городском психолого–педагогическом университете открылся факультет дистанционного обучения для студентов с ограниченными возможностями здоровья, который очень системно и последовательно не только обучает студентов, но и занимается исследованием проблематики профессиональной подготовки и трудоустройства молодых инвалидов. Позвольте представить декана этого факультета, ученого, главного  идеолога и очень коммуникабельного человека. 

Знакомьтесь – Бронюс Брониевич Айсмонтас, кандидат педагогических наук, профессор, Лауреат Премии Правительства России в области образования, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Этот человек в силу своей  кипучей неуемной  энергии, неравнодушия и, конечно, высочайшего профессионализма не ограничился формальным подходом к делу. Ему удалось не только транслировать успешный опыт на другие региональные площадки, но, и  в рамках реализации проекта Министерства образования  создать консорциум ВУЗов центральной России, дистанционно обучающих студентов с ограниченными возможностями здоровья. Это позволило обеспечить возможность  маломобильному абитуриенту поступать на выбранную специальность любого ВУЗа-участника консорциума, а проходить дистанционное обучение в ближайшем к месту жительства ВУЗе (консультироваться, сдавать зачеты и экзамены). Но это, как говорят сейчас в модных рекламах, еще не все. Бронюс Брониевич  первый публично  заговорил на профессиональном языке о проблеме социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в период их обучения и выделил безусловную связь между мотивацией социальной миссии будущего выпускника  ВУЗа и  успешностью будущей трудовой реализации. Как важно, когда ведущий эту проблематику ученый правильно понимает свою задачу и не замыкается только на формальном обучении профессии. Очень важно заниматься  развитием и воспитанием личности молодого человека, не имевшего достаточного предшествующего опыта коммуникаций в открытом социуме. Ведь отсутствие  представления человека о своей социальной миссии приводит к совершенно закономерному результату – а точнее отсутствию всякого результата подготовки специалистов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ни для кого не секрет, что выпускники колледжей, из числа, например глухих и слабослышащих, получившие рабочие специальности, в абсолютном большинстве хорошо трудоустраиваются. Гораздо труднее с выпускниками гуманитарных ВУЗов. Их трудовая реализация  не только под вопросом по причине ограниченного спроса на таких специалистов, но и личной неготовности новоиспеченных трудовых кадров работать полный трудовой день, соблюдать трудовую дисциплину, совершенствоваться в своей профессии, на равных строить отношения с коллегами, без  дискриминационных скидок и потребительских настроений.

Этой проблематике посвящается множество круглых столов и конференций, большинство из которых проходят в формате вебинаров и доступны для удаленных участников. Таким было и недавнее обсуждение проблематики трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья, которое было организовано ФДО МГППУ совместно с членом Общественной палаты, известным в Москве социальным предпринимателем  Татьяной Александровной Михайловой при участи  Российского государственного социального университета. Очень важным обстоятельством было участие в обсуждении и самих студентов, которые убедительно заявили о своей заинтересованности в будущем трудоустройстве и своей активной общественной работе во время обучения. Им было, что рассказать – на факультете обеспечено неформальное общение студентов во внеучебное время на интернет-ресурсе, интересно отмечаются праздники, проводятся экскурсии по Москве и по другим достопримечательным местам России. Студенты с родителями выезжали даже на активный отдых в полевые условия. Это прекрасная школа выстраивания отношений в открытом социуме и содействия в возрождении общей культуры адекватного общественного восприятия лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Все это я излагаю не в качестве рекламы отдельно взятого ВУЗа, а по той причине, что оказывается такой инициативный подход и  добросовестная работа не укладывается в жестко очерченный регламент деятельности образовательных учреждений, несмотря на то, что это вступает в прямое противоречие с установками Президента страны на усиление воспитательной работы с молодежью, развитие межрегиональных связей и внутреннего туризма, профилактику поведенческих отклонений в молодежной среде, формирование патриотизма, создания равных условий для обучения и реализации личностных интересов молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

По всей видимости, не только отсутствует должная исполнительская дисциплина (да и зачем делать то, что не написано прямым текстом  в госзадании), но нет и реальных механизмов и технологий реализации простого и очевидного комплекса мер, таких как, например – организация межрегиональных молодежных обменов между ВУЗами, колледжами, школами, которые могли бы осуществляться в течение всего года  на компенсационной основе и принципах взаимозамещения с использованием инфраструктуры студенческих общежитий и загородных пансионатов, или возрождение системы туристских слетов,  активных самодеятельных путешествий.

Полагаю, что это наш неиспользуемый ресурс и очень надеюсь, что созданный в прошлом году Координационный совет по детскому туризму при Правительстве России сможет простимулировать реализацию идеи возрождения активного молодежного туризма в стране, как одного из результативных средств социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья и определения ее социальной миссии.

А.Я.Миндель, канд.пед.наук, доцент, заслуженный путешественник России, член Координационного совета по детскому туризму при Правительстве РФ

 

Комментарии:

Вы можете помочь распространением информаци о нас: просто поделитесь этой ссылкой на своей страничке в соцсетях
 

Оказать помощь

Для поддержки многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов и других малообеспеченных семей требуется хотя бы эпизодическая финансовая помощь, которая будет использована по прямому назначению для реализации наших действующих долгосрочных программ:

 

СМИ о нас

19 июня 2018 года. "Неладно что-то в нашем королевстве". Учительская газета №25. 

29 мая 2018 года. "Собака на сене". Учительская газета №22.

28 июня 2015 года. Онлайн-газета "Вечерняя Москва". Статья "В субботу, 27 июня, в Осташкове на берегу озера Селигер открылся «Дом путешественника» - небольшая, но важная база социального туризма"