Дети Селигера

активный семейный отдых

Совсем немного осталось ждать летнего туристского сезона, который совпадает с летними каникулами учащихся школ, колледжей, студентов ВУЗов. Два, а для многих и три месяца - довольно большой срок, поэтому целесообразно  спланировать заранее, как организовать свой отдых... 

Конечно, многие вынуждены отказать себе в такой возможности по объективным причинам и летом будут искать  работу, что вполне объяснимо. Но, думаю, что и в этом случае, останется время на отдых, поэтому правильнее, чтобы он был активным, а при возможности, еще и общественно-полезным. Не воспринимайте это как штампы из советского времени, кстати, совершенно не утратившие смысл и ценность. Это рассуждение и  убеждение зрелого (к сожалению, уже пожилого) человека, с удовольствием и интересом проживающего свою жизнь, в которой значительное место занимают путешествия, социально-педагогическая работа и общественно-полезная деятельность (сформулировал очень высокопарно, но перед истиной не погрешил). Очень сожалею только об одном, что время быстротечно.

Я позволю себе небольшое отступление. По моему пониманию, человек жадно читает книги о странствиях и приключениях в отрочестве и юности, как бы примеряя на себя описанные события, потому, что пока еще не может реализовать свои интересы. Возвращается тот же человек к этим же и непрочитанным доселе книгам  в почтенном возрасте, когда уже не может сам активно путешествовать. Вот в этот возраст я и вхожу, а потому заготовил достойную библиотеку в доме на берегу озера Селигер, который назвал «Дом путешественника» с намерением использовать  его как резиденцию для популяризации активных путешествий и организации полевых лагерей для обучающихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, отдыха на природе многодетных семей, подготовки инструкторских кадров для детского туризма. Но обозначил я эту мысль, как призыв, к молодежи активно жить, путешествовать, делать добро пока на то есть силы, желание и возможности.

Летние каникулы для этого самое подходящее время, но вот беда – образовательное учреждение совершенно не обязано заниматься организацией активного отдыха своих подопечных. С них за это никто не спрашивает, но, вот если, что случится (погода испортится, клещ кого-то укусит, и др.), то отвечать придется по полной программе. Решение директора образовательного учреждения очевидно – никаких активных путешествий. Не много мы найдем в столице отважных, а скорее высокопрофессиональных и ответственных директоров школ и колледжей, которые поступят иначе.

А как же с приоритетами, обозначенными Президентом страны об усилении внимания к воспитательной работе, нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, укреплению межрегиональных молодежных связей в формате народной дипломатии, профилактике негативных поведенческих проявлений в подростковой и молодежной среде, развитии внутреннего туризма? Это что – только пустые лозунги или все-таки указание к действию? По жизни получается, что для чиновников – первый вариант (как ни странно), а для активной общественности – второй. Ведь педагог, организующий по согласованию, а точнее по поручению родителей, путешествия с обучающимися в свой отпуск и за свои средства, по сути – общественник.

Что же можно сделать в преддверии лета? Во-первых, помечтать и подумать, как эти мечты реализовать. Например, организовать самодеятельное путешествие или полевой лагерь в интересном достопримечательном месте, будь то Московская область, соседние регионы или отдаленные уголки России. Только подходить к организации такого отдыха надо очень ответственно, обладая необходимыми знаниями и опытом. Конечно, под руководством опытного наставника (лучше, если педагога). Раньше за помощью можно было обратиться в клубы туристов или специализированные учреждения дополнительного образования, но Москва от них избавилась путем неразумных слияний и оптимизации. Остается сарафанное радио, обращение к друзьям или коллегам, зарекомендовавших себя как специалисты (к счастью, такие еще остались и в городе и в регионах).

Другой вопрос – как содержательно наполнить такой отдых? Можно - экскурсиями, в том числе производственными, наблюдениями за природой, фото и киносъемкой, написанием очерков и др. Можно поучаствовать в поисковых работах или научно-изыскательских экспедициях (экологических, археологических, геологических, этнографических и др.). Можно организовать встречи со сверстниками, провести совместные вечера и другие мероприятия, познакомиться с новыми для себя учебными заведениями. Можно оказать практическую помощь местному населению в проведении сельхоз работ или помочь ветеранам на их личных подворьях. Да мало ли полезного можно сделать – было бы желание и интерес!

Остается только сожалеть о том, что государство и, в первую очередь, Министерство образования, от решения этих задач (читай прямых поручений Президента) самоустранилось. Если быть более точным - сузило свои задачи до организации летнего отдыха детей и поддержки крупных лагерей типа «Артека», Орленка», Океана» и некоторых других. Слушания в Общественной палате РФ выявили, что цифра попадающая в статотчеты по летнему отдыху довольно условна, так до 80% указанных в  таких отчетах детей отдыхали в лагерях дневного пребывания, организованных в школах. Было отмечено, что такие лагеря задачи оздоровления не решают, а только обеспечивают надзор за детьми  пока их родители на работе. Единственный в своем роде лагерь активного отдыха Дмитрия и Матвея Шпаро скорее уникальный пример, чем тиражируемый вариант. Поэтому не удивительно, что в разных регионах страны  вопросами развития детского туризма (читай юношеского, молодежного) занимаются министерства культуры, экономического развития, молодежи, но ни в одном - не руководит министерство образования. Как закономерное следствие - трактовка детско-юношеского и молодежного туризма, как акции турбизнеса с детским  контингентом в формате разовых экскурсий, а не как универсального педагогического средства и системной деятельности образовательного учреждения. Думаю, что это неправильно, по сути, недальновидно и нечестно по отношению к молодежи – будущему нашей большой страны. Это мнение, выраженное и подтвержденное ведущими общепризнанными педагогами и просветителями разных времен и народов. В развитие этого утверждения могу сказать, что исследования Юрия Сергеевича Константинова (доктора педагогических наук, десятки лет руководившего Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения) подтверждают уникальность детского туризма, позволяющего в комплексе решать задачи нравственного, гражданско-патриотического воспитания, профессиональной ориентации и обеспечения профессиональных проб, интеллектуального и физического развития, приобретения военно-прикладных навыков. Не говоря уже о его широкой доступности, малозатратности самодеятельных путешествий и возможности обеспечить оптимальные условия для адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников с нормальным психофизическим развитием.

Полагаю, что настало время обратить внимание на инициативы общественного сектора, предлагающего ввести адресный (именной) социальный сертификат на детский отдых (см. успешный опыт города Санкт-Петербурга, Ульяновской области, Пермского края, Башкирии и других регионов). Считаю, что давно следует возродить технологии межрегиональных студенческих и молодежных обменов в учебное время и привлечь для этого квалифицированных специалистов, а не создавать, ухватившись за чужие  идеи, новые бюджетные (бесполезные и обременительные для государства) учреждения. Мало того, что структуры по организации отдыха  очевидно избыточны, они еще и вступают в конфликт с поставщиками коммерческих услуг в этой сфере, кстати, не привлекающих никаких бюджетных средств и субсидий, и обеспечивающих летний отдых детей на высоком уровне. И, наконец, начать не на словах, а на деле, формирование муниципальных специализированных структур (туристских клубов, центров и др.) в формате государственно-частного партнерства  в соответствии с рекомендациями Концепции развития дополнительного образования детей от 2014 года и Федеральным законом о государственно-частном партнерстве, вступившем в силу в силе с 1 января 2016 года.

Вероятно, нашему поколению  уже не дожить до времени, когда организация активного отдыха и путешествий снова станут педагогической нормой и широкодоступными для учащихся, поэтому мы очень рассчитываем на молодежь, поддерживающую наши традиции, и готовую принять от нас эстафетную палочку туристских организаторов в сфере детско-юношеского и молодежного туризма.

А пока мы, ветераны детского туризма, к коим с гордостью отношу и себя, являемся хранителями классических туристских педагогических  традиций и наша задача не только передать молодежи свой опыт и сохранить площадки для работы, но, в  первую очередь, удержать  под общественным  контролем ситуацию непродуманной оптимизации и вернуть детскому туризму заслуженную роль универсального воспитательного средства, формирующего преданных Отечеству физически и нравственно здоровых трудолюбивых, добрых, словом, правильных молодых граждан России.

Желаю всем хорошего отдыха летом, увлекательных путешествий и выполнения каждому из нас своей социальной миссии порядочного человека и достойного гражданина своей страны!

Миндель Александр Яковлевич,

Руководитель НКО «Образование. Спорт. Реабилитация.», канд.пед.наук, Заслуженный путешественник России, член Координационного совета по детскому туризму при Правительстве РФ

Комментарии:

Вы можете помочь распространением информаци о нас: просто поделитесь этой ссылкой на своей страничке в соцсетях
 

Оказать помощь

Для поддержки многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов и других малообеспеченных семей требуется хотя бы эпизодическая финансовая помощь, которая будет использована по прямому назначению для реализации наших действующих долгосрочных программ:

 

СМИ о нас

19 июня 2018 года. "Неладно что-то в нашем королевстве". Учительская газета №25. 

29 мая 2018 года. "Собака на сене". Учительская газета №22.

28 июня 2015 года. Онлайн-газета "Вечерняя Москва". Статья "В субботу, 27 июня, в Осташкове на берегу озера Селигер открылся «Дом путешественника» - небольшая, но важная база социального туризма"