Заканчивается второй месяц летних каникул. В захолустном городе Осташкове Тверской области, который когда-то носил гордое имя столицы Селигерского края и был местом проведения массовых походов трудящихся – любителей активного отдыха и школьников, преимущественно из центральной России, сейчас тихо. Местные дети болтаются по улицам, некоторые помогают родителям в выполнении сезонных сельскохозяйственных и строительных работ. Кому повезло с состоятельными родителями, отдыхают в иногородних и даже зарубежных пансионатах и лагерях, но таких не очень много. Местная власть, и это не только в Осташкове (хочется назвать Арбатовым, в созвучье с бессмертным произведением о путешествиях Остапа Бендера), демонстрирует абсолютное бездействие и попасть на прием к чиновникам просто невозможно – постоянное объяснение – «начальник очень занят». Я это слышу уже почти целый год. Местные депутаты нового созыва, с которыми население связывало определенные надежды на улучшение качества жизни, тоже ведут себя стандартно – создают для себя места работы и безбедной жизни. Так по инициативе одного из депутатов решили создать на остро дефицитные бюджетные средства муниципальное учреждение, которое объединит весь транспорт, дорожную и строительную технику. Это притом, что в городе всего две улицы с хорошим асфальтом, и исправно работает транспорт. Просто не дают депутатам покоя чужие заработки, которые минуют их чиновничьи карманы. Как не вспомнить о двух вечных бедах России – дураках и дорогах. Первую, похоже, победили – среди чиновников дураков, которые готовы честно работать, почти нет (помните пословицу: «Дураков работа любит!»). Значит, дураков во власти у нас почти не осталось. А хорошие дороги – это, как правило, федеральные трассы, которые скоро станут платными, остальные скоро совсем исчезнут. Но, вернемся к педагогическим проблемам.
Всем давно известно, что именно в школьный период жизни формируются представления о культуре поведения, социальной миссии человека, об отношении к природе, обществу, государству, труду и другие. Если это время упустить, ничего уже не поправить. Пример тому современное поколение наиболее потенциально активной части нашего общества. Я имею ввиду тридцати-сорокалетних наших граждан. Они обучались в наших школах в период перестройки и постперестроечное время, а, значит, их общественное сознание и представления о жизни формировались на улице и у экранов телевизора. Что же получилось? Доминирующие задачи – зарабатывание денег, личное благополучие, получение всех жизненных благ, пренебрежение к интересам сограждан, в круг которых, зачастую, попадают и друзья, и даже близкие родственники. Это всем очевидно. В природе не лучше. Прошедший год экологии себя никак не обозначил. Лес повсеместно вырубается и вывозится. Когда-то, еще в советское время, путешествуя со школьниками на лыжах по северо-западу России, я очень удивился тому, что карельский лес вывозится в Финляндию. Ведь по ту сторону границы точно такой же лес. На наш вопрос финские рабочие объяснили, что у них очень маленькая страна, и они берегут ее природу - думаю достойный ответ и нравоучение для будущих граждан России. А с отдыхом на природе - вообще беда! Похоже, что иных представлений об отдыхе на природе, кроме как приготовлении шашлыков, фейерверках, громкой музыке, публичном сквернословии и неумеренном употреблении спиртных напитков – просто не существует. Это, к сожалению, в полной мере относится и к тем, кто считает себя любителями отдыха на природе с многолетним опытом.
В туристской литературе (издательство «Пролетарский туризм», 1935 год) обращается внимание трудящихся на речку Княжу Селигерского края, где тихие места, много грибов и ягод, прекрасная рыбалка. Это ничего, что добираться до Осташкова придется «на перекладных», зато по озеру на рейсовом теплоходе – в любой конец за смешные деньги (в семидесятые годы стоимость билета в самый дальний селигерский уголок – не более 60-ти копеек). В это же время наладилось прямое железнодорожное сообщение между Осташковом и двумя столицами. А сейчас рельсы ржавеют под угрозой тотальной разборки железнодорожного полотна. Прекрасный, но, к сожалению, негативный пример отношения к труду наших отцов и дедов для современного молодого поколения
Так, что же современными приверженцами отдыха на Княже? Многие узнали об этих местах от своих родителей, которые будучи школьниками, были участниками водных походов, кто-то от друзей или сослуживцев. Дорога не лучшая, но проехать можно. Палатками, тентами, катерами и гидроциклами - сейчас никого не удивишь. Развернуть лагерь – дело нехитрое. Но тут все пробелы воспитания и дают о себе знать. Музыка – значит на полную мощность, без фейерверков и стрельбы просто не обойтись. Гонки на катерах на полной скорости, подмывая песчаные берега и провоцируя падение в воду стволов сосен и берез. Об оборудовании временных туалетов и вывозе бытового мусора – никто вообще не думает. Другое дело – полевую баню за тридцать-сорок тысяч установить, чтобы после нее оглашать весь берег отборным громогласным матом и купанием в голом виде. Причина очевидна – не было у этой публики в их школьное время походов с хорошими руководителями, не научил их никто убирать за собой мусор, тихо вести себя на природе, не мешая другим и не распугивая диких зверей и птиц.
Призвать их к порядку некому – местная власть « сильно занята», лесников в лесу днем с огнем не найдешь, их службу давно оптимизировали. Сельских участковых сократили, водной милиции уже давно не существует, а водной полиции так и не создали. Это не простая констатация фактов. Ведь все это надо как-то объяснять современным детям, которых, пусть редкие педагоги-руководители, все-таки умудряются выводить в походы, вопреки всяким запретам чиновников. Особенно, если эти дети включаются в целевые государственные программы, например, « Чистая вода» и выходят на брега рек убирать чужой мусор, который не вывезти, ни утилизировать некому. Удивительное дело – выйти с детьми организованной группой в поход нельзя, а выехать в лес на джипе для дикого отдыха, в прямом смысле этого слова, с участием личных детей – можно. Парадокс!
Есть ли какие-нибудь средства обратить на это внимание властей разного уровня, принудить их к исполнению своих прямых обязанностей? Есть ли какие-нибудь действенные меры упразднить явно избыточные требования и регламенты к путешествиям организованных групп школьников, начиная с ограничений по перевозкам детей в транспорте?
В какие колокола надо бить, чтобы восторжествовал здравый смысл, и мы всерьез заговорили о туризме как продуктивной воспитательной технологии?
Ведь беда еще и в другом. Родители современных детей разделяют липовую обеспокоенность чиновников о повышении требований к детской безопасности. Они свято верят, что все во благо и не очень-то настроены отпускать детей в походы даже с педагогами. Одна родительница потребовала от педагога персональную расписку, в том, что приняла от него ребенка, словно ценную вещь на хранение. Ну, нельзя, чтобы формальности были выше содержания. И еще один пример формализма. В городе Осташкове есть женский монастырь, в котором много молодых послушниц - мам с маленькими детьми. В течение года я привозил гуманитарную помощь от московского храма, в порядке материальной поддержки. Весной я предложил этим мамочкам-послушницам вывести их летом с детьми на природу на однодневный отдых – пособирать ягоду, покататься на байдарках, поиграть в лесу. Они откликнулись с большим интересом. Когда же летом я приехал договориться о такой поездке, предложив заказать за свои деньги автобус для такой прогулки, то старшая монахиня (молодая дама в дорогом шелковом одеянии, не выпускающая из рук мобильника), сказала, что ей не досуг заниматься этим вопросом. А в это время детки послушниц месили пыль монастырского подворья.
Вероятно, для монастыря более важно в летний период собирать материальную помощь разного рода, демонстрируя экскурсантам и паломникам малолетних деток, чем организовать содержательный отдых этих самих детей, но, Бог им судья!
В интернете сейчас множество предложений активных походов по Селигеру и они востребованы. Раньше эту нишу занимали профсоюзные турбазы, которые следили за порядком на своих маршрутах и стоянках. Сейчас они стали простыми пансионатами. С одной стороны хорошо, что развивается активный туризм, но огорчает то, что он перестал нести воспитательную функцию. Для сегодняшних организаторов такого отдыха важно обеспечить контингент участников, безаварийно провести поход, получить свои деньги. А вот заниматься уборкой мусора, даже за собой, не говоря уже об оборудовании временных туалетов на дневках – это для организаторов такого отдыха сверхзадача. И никто этот процесс не регулирует и не контролирует ни на уровне общественности, ни бизнеса, ни государства.
В государственной системе порядка не больше, а показухи - не меньше. А ведь 2018 год – это год столетия детского туризма в системе отечественного образования. Конечно, это очень важно и значимо провести награждение заслуженных педагогов, организовать посвященные юбилею федеральные туристские слеты, но куда важнее, обеспечить условия для беспрепятственного выхода на туристские маршруты по нашей большой стране миллионов школьников. Заполнять всероссийские здравницы «Артек», Орленок», «Океан», безусловно, дело важное, но это скорее парад, праздник, а детям не меньше нужны заполненные смыслом будни. Изменится ли положение дел с реформированием министерства образования и появлением министерства просвещения? Просвещение, на мой взгляд, сейчас не менее необходимо, чем сто и двести лет назад.
Дожить бы до времени, когда туристско-краеведческая работа вернется в школы полноценным элементом учебно-воспитательной работы, а не одной из направленностей дополнительного образования (по выбору). Тогда и природа почувствует результаты правильного воспитания и страна получит настоящих патриотов.
Миндель Александр Яковлевич, педагог-путешественник пенсионного возраста, автор и руководитель проекта «Дом путешественника на Селигере», канд.пед.нак, доцент, заслуженный путешественник России.
Конт.тел. 8-916-784-01-32
Эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Комментарии: